ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск 4(46)2023
Лебедев, В.А. Закономерности вибрационной механохимической обработки деталей в условиях реновационного производства / В.А. Лебедев, Ф.А. Пастухов, М.М. Чаава // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 4-13. Режим доступа : gallery/4-13.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-4-13. Аннотация. Рассматриваются технологические возможности применения вибрационной обработки для механохимической очистки поверхностей деталей в условиях реновационного производства. Приведена схема вибрационной обработки, обеспечивающая технологический эффект процесса очистки, на стадии подготовительных операций, предложены зависимости для их определения. Установлены основные закономерности вибрационной механохимической очистки деталей. Показано, что эффективность процесса удаления загрязнений с поверхности зависит от вида технологической жидкости, активирующего ударно-импульсного воздействия на неё абразивных гранул и их гранулометрических характеристик. Ключевые слова: РЕНОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ВИБРАЦИОННАЯОБРАБОТКА, МЕХАНОХИМИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА, ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ГРАНУЛИРОВАННАЯ СРЕДА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ.
Зубков, Н.Н. Анализ технологических возможностей развития внутренней поверхности теплообменных труб методом деформирующего резания / Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 14-34. Режим доступа : gallery/14-34.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-14-34. Аннотация. Представлен анализ существующих методов внутритрубной интенсификации теплообменных процессов. Предложены апробированные варианты использования метода деформирующего резания для развития внутренней поверхности теплообменных труб, включающие принципы, схемы реализации, конструкции инструментов и приспособлений. Приведены фотографии получаемых внутри труб макроструктурированных поверхностей и интенсификаторов теплообмена для повышения эффективности конвективного и конденсационного теплообмена, а также пузырькового кипения. Ключевые слова: ДЕФОРМИРУЮЩЕЕ РЕЗАНИЕ, ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТЕПЛООБМЕНА, ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА, ВНУТРЕННЕЕ ОРЕБРЕНИЕ, ПОВЕРХНОСТЬ КИПЕНИЯ, ПОВЕРХНОСТЬ КОНДЕНСАЦИИ.
ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Попов, А.И. Анализ морфологии при воздействии электролитической струи на поверхность нержавеющих сталей / Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 35-48. Режим доступа : gallery/35-48.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-35-48. Аннотация. Статья посвящена исследованию воздействия электролитической струи на поверхность металлического анода. Исследования проводили в режиме электролиза c исследованием перехода к режиму электролитно-плазменной обработки. Особое внимание в работе уделено механизмам формирования морфологии поверхности нержавеющих сталей 08Х18Н9Т, AISI 301, AISI 304. Показано, что для разных сталей процесс электрохимического растворения материала анода сопровождается разными механизмами растворения микронеровностей микропрофиля. Исследованы вольтамперные характеристики процесса в диапазоне напряжений в интервале 20–250 В. Рассмотрено влияние убыли массы материала анода от величины тока. Исследована морфология сталей при разных технологических режимах и в разных точках контакта электролитической струи с поверхностью. Рассмотрены критерии, сопровождающие переход к электролитно-плазменному режиму от режима электролиза. Исследовано влияние электролитической струи на сформированные механической обработкой риски на поверхности анода. Рассмотрено влияние напряжения на формируемый параметр шероховатости поверхности Ra. Выполнен расчет напряженности электрического поля для нанодефектов поверхности в программе Comsol Multithisics. Результаты данной работы могут быть использованы для развития технологии обработки турбинных лопаток, электрохимической резки и нанообработки материалов. Ключевые слова: НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ, ЭЛЕКРОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУЯ, МОРФОЛОГИЯ, ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ,УБЫЛЬ МАССЫ, ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Перова, А.В. Экспериментальные исследования комбинированного процесса электрохимикомеханического полирования / А.В. Перова, А.И. Болдырев, А.А. Болдырев, В.В. Григораш, А.А. Падурец // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 49-55. Режим доступа : gallery/49-55.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-49-55. Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований процесса электрохимикомеханического полирования, сочетающего в себе анодное растворение, обладающее высокими локализующими свойствами, с динамическими воздействиями абразивных зерен. Описана сущность комбинированного процесса, когда под воздействием рабочего напряжения происходит непрерывное электрохимическое растворение обрабатываемой поверхности с образованием на ней окисных пленок с последующим их удалением вместе с обрабатываемым металлом посредством абразивных зерен, квазизакрепленных в полировальнике. Приведено описание и условия проведенных экспериментов. Показано влияние весового содержания абразива в составе электролитно-абразивной смеси на съем металла и шероховатость обрабатываемой поверхности. Отмечается влияние на ход комбинированного процесса частоты вращения полировальника и давления обрабатываемой детали на него. При оптимальных значениях исследуемых параметров электрохимикомеханическое полирование позволяет обеспечить высокое геометрическое качество обработанной поверхности и высокую производительность процесса. Ключевые слова: КОМБИНИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА, ЭЛЕКТРОХИМИКОМЕХАНИЧЕСКОЕ ПОЛИРОВАНИЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА, ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Шемякин, А.В. Влияние тахографа на безопасность дорожного движения / А.В. Шемякин, И.А. Успенский, Д.С. Рябчиков, В.Н. Мальчиков, Ю.А. Кузнецов // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 56-63. Режим доступа : gallery/56-63.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-56-63. Аннотация. Для снижения количества дорожно-транспортных происшествий предлагается использование тахографа, как средства контроля за рабочим временем водителя. Тахограф регистрирует пробег автомобиля и время работы водителя. На основе анализа статистических данных показано, что превышение продолжительности смены имеет самую весомую долю в распределении самых частых нарушений. Ключевые слова: ТАХОГРАФ, ПЕРЕВОЗКИ, БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, УЧЕТ ВРЕМЕНИ.
Шемякин, А.В. Автоматизация грузовых перевозок с помощью информационных программ / А.В. Шемякин, И.А. Успенский, Д.С. Рябчиков, В.Н. Мальчиков, Ю.А. Кузнецов // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 64-77. Режим доступа : gallery/64-77.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-64-77. Аннотация. Критерием оптимальности транспортного процесса является минимум простоев и максимум коэффициента использования пробега. Целью маршрутизации является определение маршрутов грузовых перевозок, обеспечивающих полное выполнение поставленной задачи по объему и номенклатуре грузов, а также достижение максимальной загруженности на километр. В статье предлагается применить логистический подход в форме оцифровки транспортного процесса. Ключевые слова: ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОБЕГ, МАРШРУТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗКИ, ЛОГИСТИКА.
Иовлева, Е.Л. Проблемы и перспективы развития опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза в Республике Саха (Якутия) / Е.Л. Иовлева, Н.С. Тимофеев // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 78-86. Режим доступа: gallery/78-86.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-78-86. Аннотация. Транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза Республики Саха (Якутия) является одной из ключевыхсоставляющих в развитии данного региона. Северный завоз – это система организации транспортировки грузов в условиях тайги, малонаселенности и неполной дорожной сети. В данной статье анализируется существующие проблемы северного завоза в Республике Саха (Якутия), а также предложены рекомендации по оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры. Ключевые слова: СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ, ЛОГИСТИКА, ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, АЛГОРИТМ ФОРДА-ФАЛКЕРСОНА.
Гнездилова, С.А. Создание систем управления состоянием дорожных конструкций как эффективного инструмента повышения безопасности Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты управления состоянием дорожных одежд, как ключевого фактора, влияющего на безопасность движения по автомобильным дорогам, отмечена важность исследования работоспособности и прогнозирования сроков службы дорожных конструкций. В статье показана необходимость проведения исследований по количественной оценке интенсивности изменения транспортно-эксплуатационных показателей и факторов, влияющих на состояние дорожных конструкций, безопасность движения, проанализированы основные группы методов и систем, используемых для управления состоянием дорожных одежд. В настоящее время назрела необходимость в исследованиях, направленных на оценку определение работоспособности дорожных конструкций с целью эффективной оценки проектных решений, качества строительства и текущих мероприятий, по повышению безопасности движения в рамках содержания и ремонта автомобильных дорог. Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ.
Лелиовский, К.Я. Определение текущего технического состояния агрегатов трансмиссии транспортных средств посредством вибродиагностики при тестовых заездах по дорожному спецучастку / К.Я. Лелиовский, Ю.И. Молев // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 97-106. Режим доступа: gallery/97-106.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-97-106. Аннотация. В качестве диагностируемого объекта в данной статье рассматривается трансмиссия автомобиля. Значимым диагностическими признаками для обозначенных целей являются косвенные (акустические, вибрационные, тепловые и др.). Из практики эксплуатации известно, что вибрации, возникающие при работе технически исправного узла, агрегата трансмиссии, отличаются от вибраций, возникающих при работе отказавшего узла, а также от узла, находящемся в предотказном состоянии. Очевидно, что по мере исчерпания ресурса происходит изменение спектрального состава колебаний, сообщаемыми агрегатами трансмиссию во внешнюю среду. Следовательно, по изменению спектрального состава вибраций мы имеем возможность отследить изменение технического состояниямеханического агрегата от его исправного состояния вплоть до выхода его из строя, (отказа узла). Аппаратно это можно осуществить, используя встроенные в конструкцию транспортного средства, или внешние, устанавливаемые специально, датчики вибрации. Ключевые слова: ВИБРАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА, ТЕХНИЧЕСКОЕОБСЛУЖИВАНИЕ, СПЕКТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИБРАЦИЙ, ВИБРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, РЕМОНТ.
Лазарев, Д.А. Применение цифровых алгоритмов при оптимизации процесса расследования дорожно-транспортных происшествий / Д.А. Лазарев, Р.В. Гринякин, Д.П. Стрекалов, Е.В. Шаталов // Воронежский научно-технический вестник. – 2023. – Т. 4, № 4 (46). – С. 107-119. Режим доступа: gallery/107-119.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2023-107-119. Аннотация. В настоящее время очень активно развивается цифровизация сфер жизнедеятельности человека. Данный тренд не обошел стороной и транспортную сферу. Это продиктовано тем, что сложность вычислительных процессов, необходимых для обслуживания сферы транспорта, возрастает кратно с увеличением автотранспорта на уличной дорожной сети (УДС). Вследствие этого возрастает нагрузка на УДС, что влечет за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При применении цифровых возможностей расчета и алгоритмов типовых сценариев процесс расследования ДТП занимает на порядок меньше времени,а точность расчетов увеличивается, позволяя совершать больше экспертных операций. Ключевые слова: ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ, УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП. |