ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

3(37)2021

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

Болдырев, А. И. Влияние параметров потока электролита при электрохимической размерной обработке на

качество формирования отверстий в деталях ракетно-космической техники / А. И. Болдырев, А. А. Болдырев, В. Н. Cухоруков, И. Г. Стародубцев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 3-10. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/3-10.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-3-10.

 

Аннотация. В работе изложены результаты исследования влияния схем повода и отвода потока электролита и его параметров (давления электролита на входе РВХ и перепада давления Δр) на качество электрохимического формообразования отверстий в образцах из нержавеющих и титановых сплавов, применяемых при изготовлении деталей ракетнокосмической техники. Показано, что изменение РВХ и Δр оказывает существенное влияние на качество формообразования отверстий. Экспериментально установлено, что предпочтительной является схема бокового подвода электролита.

 

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЕ ПРОШИВАНИЕ ОТВЕРСТИЙ, ПОДВОД ПОТОКА ЭЛЕКТРОЛИТА, НЕРЖАВЕЮЩИЕ И ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ.

 

Тополянский, П. А. Адгезионные характеристики тонкопленочного покрытия, осаждаемого при финишном плазменном упрочнении / П. А. Тополянский, С. А. Ермаков, А. П. Тополянский // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 11-27. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/11-27.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-11-27.

 

Аннотация. Рассмотрена методология определения адгезионных характеристик тонкопленочных покрытий, наносимых из паровой фазы и используемых для защиты деталей от износа и коррозии. Изучение адгезионных свойств наряду с определением толщины, элементного состава, структуры, физико-механических, трибологических характеристик, а также коэффициента износа позволяет оценить и выбрать оптимальное покрытие и технологию его нанесения для конкретного промышленного приложения. На примере исследования алмазоподобного покрытия DLCPateks системы a-C:H/a-SiOCN, осаждаемого при финишном плазменном упрочнении, произведена оценка адгезионных характеристик по ISO 20502:2005 методом скретч тестирования и по ISO 26443:2008 путем вдавливания алмазного индентора Роквелла. Первые испытания связаны с определением нагрузки, при которых глубина вхождения индентора в композицию покрытие-подложка перестаёт плавно расти, что характеризует момент разрушения покрытия. Отношение нагрузки на индентор, определенной в момент окончания прохождения толщины покрытия, к нагрузке появления первых трещин или отслоений в этих испытаниях условно названо коэффициентом адгезии. Исследовано влияние толщины покрытия на коэффициент адгезии. Испытания, связанные с использованием укола алмазным индентором Роквелла качественно оценивают адгезионные свойства покрытия путем сравнения полученного и нормированного отпечатков. Результаты исследований доказали повышенные адгезионные характеристики покрытия DLCPateks.

 

Ключевые слова: ПОКРЫТИЕ, АДГЕЗИЯ, АДГЕЗИОННАЯ ПРОЧНОСТЬ, СКРЕТЧ ТЕСТ, ФИНИШНОЕ ПЛАЗМЕННОЕ УПРОЧНЕНИЕ.

 

Аль-Бдейри, М. Ш. Х. Факторное планирование эксперимента для оценки оптимальных свойств теплозащитных покрытий на деталях цилиндропоршневой группы дизельных двигателей / М. Ш. Х. Аль-Бдейри, В. В.

Красильников, А. М. Кадырметов, С. В. Сергеев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3

(37). – С. 28-35. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/28-35.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-28-35.

 

Аннотация. Предлагается технология создания теплозащитных износостойких покрытий на поверхности деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) из сплава АК12ММгН с помощью гальваноплазменной модификации микродугового оксидирования. С этой целью проведен полный трехфакторный эксперимент типа 23 в форме полуреплик нанесения покрытий. Установлены зависимости толщины, микротвердости, износостойкости и пористости гальваноплазменного покрытия от технологических параметров процесса. Данная технология представляется эффективной, поскольку она уменьшает расход топлива на 5-7 % и увеличивает мощность двигателя на 8 % при обеспечении оптимальных свойств теплозащитного слоя.

 

Ключевые слова: ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА, ГАЛЬВАНОПЛАЗМЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ, ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ИЗНОСОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ, ПОЛНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ДИСПЕРСИЯ, КРИТЕРИЙ ФИШЕРА, РЕГРЕССИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ.

 

Некрылов, А. М. Импульсно-ударная обработка сужающихся межлопаточных каналов / А. М. Некрылов, С. Н. Коденцев, А. О. Родионов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 36-41. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/36-41.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-36-41.

 

Аннотация. Создана методика и технологическое обеспечение заданных показателей поверхности узкого сужающегося канала с закруткой по радиусу и регламент проектирования операций комбинированного импульсно-силового упрочнения, разработан новый патентоспособный технологический процесс упрочнения узких сужающихся криволинейных каналов комбинированным импульсно-ударным воздействием с продвижением свободного инструмента (шарообразных гранул) в условиях низкочастотных колебаний.

 

Ключевые слова: ИМПУЛЬСНО-УДАРНОЕ УПРОЧНЕНИЕ, КОМБИНИРОВАННОЕ УПРОЧНЕНИЕ, НИЗКОЧАСТОТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, РЕЖИМЫ УПРОЧНЕНИЯ, ПОКРЫТИЕ, МЕЖЛОПАТОЧНЫЙ КАНАЛ.

 

Технология машиностроения

 

Лебедев, В. А. Расчет технологических факторов отделочной обработки длинномерных деталей в винтовых

роторах / В. А. Лебедев, Н. С. Коваль, Аль-Обайди Л.М. Раджаб // Воронежский научно-технический вестник. –

2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 42-51. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/42-51.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-42-51.

 

Аннотация. Показана сущность винтовых роторов и их технологические возможности для отделочной обработки длинномерных деталей; предложены аналитические зависимости для расчета удельного металлосъёма, продолжительности и геометрических размеров детали, ротора, гранул обрабатывающей среды, обеспечивающих требуемое качество деталей и производительность обработки в винтовых роторах.

 

Ключевые слова: ВИНТОВОЙ РОТОР, ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ СРЕДА, ОТДЕЛОЧНАЯ ОБРАБОТКА, УДЕЛЬНЫЙ МЕТАЛЛОСЪЁМ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.

 

Рапацкий, Ю. Л. Применение полумарковской модели для исследования параметров механосборочного

производства с учетом различных видов отказов / Ю. Л. Рапацкий, В. М. Липка // Воронежский научно-технический

вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 52-64. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/52-64.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-52-64.

 

Аннотация. Предлагается методика исследования производительности и надежности технологических процессов механосборочного производства на этапах жизненного цикла изделий машиностроения. Предлагается полумарковская математическая модель, позволяющая анализировать, например, технологические процессы изготовления резьбовых соединений. В предлагаемой модели определяются функции распределения (ФР) времени обслуживания единицы продукции с учетом отказов. ФР позволяют обеспечить информационную согласованность моделей различных иерархических уровней и исследовать взаимосвязь этапов жизненного цикла изделий машиностроения.

 

Ключевые слова: ПОЛУМАРКОВСКАЯ МОДЕЛЬ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА.

 

Смоленцев, В. П. Отделочно-зачистная обработка переходных участков деталей машин / В. П. Смоленцев, Е. В. Смоленцев, Ю. С. Золототрубова, В. Г. Грицюк // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 65-75. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/65-75.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-65-75.

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы отделочно-зачистной обработки, в том числе, проектирование электрохимического процесса обработки. Показаны особенности различных схем использования электродовинструментов, позволяющих достичь необходимых качественных показателей при обеспечении высокой производительности.

 

Ключевые слова: КОМБИНИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, ТЕХНОЛОГИЯ, КАЧЕСТВО.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

Посметьев, В. И. Оценка актуальности использования в конструкции лесовозного тягача с полуприцепом рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. В.

Авдюхин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 76-94. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/76-94.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-76-94.

 

Аннотация. Перечислены основные преимущества использования лесовозных тягачей с полуприцепами в сравнении с одиночными лесовозными автомобилями и лесовозными автомобилями с прицепами. Выполнен анализ результатов научных работ зарубежных авторов, занимающихся повышением эффективности лесовозных тягачей с полуприцепами в процессе вывозки лесоматериалов. Рассмотрены существующие условия вывозки лесоматериалов в РФ лесовозными тягачами с полуприцепами. Описаны негативные последствия, проявляющиеся в процессе движения по лесовозным дорогам, ограничивающие эффективность использования лесовозных тягачей с полуприцепами. Среди них выделено наиболее существенное, заключающееся в возникновении значительных усилий при торможении лесовозного тягача с полуприцепом в седельно-сцепном устройстве, сопровождающихся появлением трещин в элементах несущей системы, поломок в сцепном устройстве, а также складыванию лесовозного автопоезда. Представлены схемы сил, действующие на лесовозный тягач с полуприцепом в процессе торможения. Приведены зависимости изменения тормозных сил мостов лесовозного тягача с полуприцепом, учитывающие неодновременность срабатывания их тормозных механизмов, а также изменение усилия в седельно-сцепном устройстве лесовозного тягача с полуприцепом в процессе торможения. С целью повышения эффективности лесовозного тягача с полуприцепом предложена перспективная конструкция рекуперативного седельносцепного устройства.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ПОЛУПРИЦЕП, СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ, КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ.

 

Жачкин, С. Ю. Закономерности влияния эксплуатационных параметров подшипников скольжения автотранспортных машин на температуру в зоне трения как фактор ресурса / С. Ю. Жачкин, Н. А. Пеньков, С. В. Лазарев, Г. И. Трифонов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 95-101. Режим

доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/95-101.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-

95-101.

 

Аннотация. Представлены результаты исследования зависимости температуры зоны трения двух тел (вал и внутренняя втулка) от эксплуатационных параметров подшипника скольжения, таких как давление, скорость скольжения и радиальная нагрузка в аспекте ресурса пары трения. На основе многофакторного эксперимента получено уравнение регрессии процесса трения, учитывающего влияние данных параметров на температуру в зоне контакта, позволяющего определять границы безотказной работы пар трения автотранспортной техники. Предложены технологические пути решения обеспечения заданной работоспособности пары трения по температурному критерию без задиров.

 

Ключевые слова: ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, ТРЕНИЕ, ТЕМПЕРАТУРА, ДАВЛЕНИЕ, СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ, РАДИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА, ЭКСПЕРИМЕНТ, БЕЗОТКАЗНОСТЬ.

 

Посметьев, В. И. Актуальность разработки и использования в конструкции лесовозного автопоезда

рекуперативного пружинно-гидравлического коникового устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. Е. Матяшов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 102-116. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/102-116.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-102-116.

 

Аннотация. Описаны преимущества, а также возможности, заложенные в лесовозные тягачи с прицепамироспусками для достижения высоких техникоэкономических показателей, существенно превышающих аналогичные показатели одиночных лесовозных автомобилей, а также других сравниваемых компоновок лесовозных автопоездов. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов, позволивший выявить наиболее значимые факторы, от которых зависит эффективность процесса вывозки длинномерных лесоматериалов лесовозными тягачами с прицепамироспусками. Рассмотрены существующие условия вывозки длинномерных лесоматериалов в РФ лесовозными тягачами с прицепамироспусками, а также негативные последствия их эксплуатации в сложных дорожных и природноклиматических условиях. Установлено, что недостаточная обустроенность лесовозных дорог сопровождается для лесовозных автопоездов вынужденным неустановившимся режимом движения, который приводит к выходу из строя по причине воздействия знакопеременных нагрузок со стороны прицепа-роспуска с лесоматериалами шкворневого узла поворотного коникового устройства лесовозного тягача. Предложена с целью повышения эффективности лесовозных тягачей с прицепамироспусками, а также сведения к минимуму негативного воздействия на шкворневой узел знакопеременных нагрузок от сил инерции прицепароспуска с лесоматериалами перспективная схема рекуперативного пружинногидравлического поворотного коникового устройства. Сформулированы необходимые и достаточные задачи для создания и практического использования предлагаемого устройства.

 

Ключевые слова: ПОВОРОТНОЕ КОНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ПРИЦЕП-РОСПУСК, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ТОРМОЖЕНИЕ, ВЫВОЗКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.