ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
4(38)2021
Технология и оборудование механической и физико-технической обработки
Силаев, Д. В. Технологическое обеспечение процесса комбинированного упрочнения поверхностей лопаток / Д. В. Силаев, С. Н. Коденцев, В. Н. Гореликов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 3-11. Режим доступа :
http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/3-11.pdf – Загл. с экрана. – DOI:
10.34220/2311-8873-2022-3-11.
Аннотация. В работе отражены результаты экспериментальных исследований и апробации процессов комбинированного формообразования поверхностей со сложным профилем, таким как лопаточные машины. Предложены методы активации таких поверхностей перед нанесением покрытий плазменным напылением, разработаны технологические схемы комбинированной обработки, показаны экспериментальные результаты исследований.
Ключевые слова: УПРОЧНЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОЕ, ЭЛЕКТРОЭРОЗИЯ, МИКРО-ВЫСТУПЫ, АНОДНОЕ РАСТВОРЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, АКТИВАЦИЯ ПОДЛОЖКИ.
Аль-Бдейри, М. Ш. Х. К вопросу об обработке поверхностей деталей ЦПГ в процессе нанесения на них покрытий
/ М. Ш. Х. Аль-Бдейри, В. В. Красильников, А. М. Кадырметов, С. В. Сергеев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 12-20. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/12-20.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-12-20.
Аннотация. Исследуется влияние давления пескоструйной обработки и объема глинозема на шероховатость подложки, изготовленной из сплава АК12ММгН, а также на шероховатость нанесенных после струйной очистки покрытий, полученных гальвано-плазменной модификацией ГПМ, и на адгезионную прочность этих покрытий. Установлено, что предлагаемая технология обработки поверхности деталей цилиндропоршневой группы дизельных двигателей (ЦПГ) внутреннего сгорания из сплава АК12ММгН как перед нанесением покрытий ГПМ, так и после их нанесения на вышеуказанный сплав позволяет получить теплозащитный слой, приводящий к значительной экономии топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Эффективной представляется данная методика обработки поверхностей деталей ЦПГ дизельного двигателя до и после нанесения теплозащитных и износостойких покрытий, подтвержденная натурными и стендовыми испытаниями.
Ключевые слова: ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА, ГАЛЬВАНО-ПЛАЗМЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ, ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ, СТРУЙНО-АБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА, СРЕДНЯЯ ШЕРОХОВАТОСТЬ, КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ.
Мазалов, А. Б. Отработка эффективного режима сплавления металлопорошковой композиции ПР-12Х18Н10Т / А. Б. Мазалов, Д. Е. Силютин, Л. С. Зеленина, Е. П. Ендальцев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 21-28. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/21-28.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-21-28.
Аннотация. Рассмотрено применение металлопорошковой композиции из стали с добавками хрома и никеля 12Х18Н10Т для использования в аддитивных технологиях 3D-печати методом селективного лазерного сплавления (SLM). Исследовано влияние мощности лазерного излучения и скорости сканирования лазерного луча на сплошность получаемой стали в образцах. особенности формирования материала в процессе селективного лазерного сплавления металла, определены технологические особенности оборудования. Получены результаты по физико-механическим свойствам сплава, полученного SLM: предел прочности образцов после закалки при температуре 105010 0С – 660 МПа; предел текучести – 356 МПа, относительное удлинение – 40 %.
Ключевые слова: АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СЕЛЕКТИВНОЕ ЛАЗЕРНОЕ СПЛАВЛЕНИЕ, МЕТАЛЛОПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СПЛАВ 12Х18Н10Т, МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Технология машиностроения
Болдырев, А. А. К вопросу технологичности изделий сниженной массы в авиационной и ракетно-космической технике, полученных с помощью дегенеративного дизайна / А. А. Болдырев, Д. Ю. Левин, О. А. Рябинина, А. И.
Болдырев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 29-35. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/29-35.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-29-35.
Аннотация. В работе рассмотрены особенности проектирования конструкций с применением генеративного дизайна; произведен анализ программного обеспечения с учетом различной производственной технологичности итогов проектирования; сформулированы технологические рекомендации для заготовительного производства, а также для последующей механической обработки; для закрепления заготовок сложной формы на станке предложено применения оснастки с использованием магнитных жидкостей.
Ключевые слова: ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ, АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, МАГНИТНАЯ ЖИДКОСТЬ.
Смоленцев, Е. В. Проектирование технологии прошивания отверстий комбинированными методами / Е. В.
Смоленцев, Ю. С. Золототрубова, В. Г. Грицюк // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 36-50. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/36-50.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-36-50.
Аннотация. В статье рассматривается проектирование комбинированного процесса обработки с наложением электромагнитных полей на основе ранее разработанной методологии. Показаны преимущества данного подхода к созданию новых методов обработки деталей, приводятся подтверждения в виде теоретических расчетов и результатов практического применения нового способа прошивания отверстий.
Ключевые слова: ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.
Козлов, А. А. Развитие системы диагностики станков с ЧПУ / А. А. Козлов, А. М. Козлов // Воронежский научно-
технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 51-58. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-
2021/51-58.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-51-58.
Аннотация. В статье описываются принципы создания гибридной модели прогнозирования и комплексной диагностики неисправностей металлорежущих станков с ЧПУ. Предложено усовершенствовать конфигурацию системы диагностики и включить в нее нейро-нечеткую сеть с алгоритмом динамической байесовской сети и фильтром частиц, чтобы обеспечить более раннее и точное прогнозирование неисправностей. Это позволит прогнозировать некоторые неисправности на начальных этапах работы станков с ЧПУ, когда могут быть предприняты экономически эффективные меры, чтобы избежать серьезных неисправностей или повреждений.
Ключевые слова: СТАНОК С ЧПУ, НЕИСПРАВНОСТЬ, КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА.
Тамаркин, М. А. Эффективность применения гранулированных сред из природных материалов для виброотделки деталей радиоэлектронной аппаратуры / М. А. Тамаркин, Е. Н. Колганова, В. А. Лебедев, А. П. Шишкина // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 59-69. Режим доступа :
http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/59-69.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-59-69.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности гранулометрических характеристик обрабатывающих сред из природных материалов и их влияние на качество отделочной обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры в условиях вибрационной обработки. Показано, что наличие различных по размеру и угловому расположению относительно друг друга клиновидных вершин позволяет рассматривать гранулу в виде инструмента, осуществляющего резание и имеющего доступ к различным поверхностям обрабатываемой детали. Предложены рекомендации по выбору гранулометрических характеристик обрабатывающих сред.
Ключевые слова: ВИБРАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА, ПРИРОДНЫЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ СРЕДЫ, КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ.
Эксплуатация автомобильного транспорта
Посметьев, В. И. Повышение эффективности лесовозного автопоезда путем использования рекуперативного пневмо-гидравлического сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, И. В. Сизьмин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 70-85. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/70-85.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-70-85.
Аннотация. Обоснована необходимость использования с целью повышения производительности вывозки лесоматериалов, лесовозных автомобилей с прицепами. Описаны преимущества применения лесовозных автомобилей с прицепами перед одиночными лесовозными автомобилями. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов в области повышения эффективности лесовозных автомобилей с прицепами. Произведена оценка эксплуатации лесовозных автомобилей с прицепами в существующих условиях вывозки лесоматериалов в РФ. Выявлены негативные факторы ограничивающие эффективность лесовозных автопоездов. Выделен наиболее существенный фактор, который может привести к опасным последствиям, заключающийся в возникновении при резком торможении в сцепном устройстве лесовозного автопоезда критически больших усилий. Рассмотрено изменение тормозных сил мостов лесовозного автомобиля с прицепом при резком торможении, а также три возможных случая взаимодействия при торможении лесовозного автомобиля с прицепом. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пневмогидравлического сцепного устройства для лесовозного автомобиля с прицепом.
Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПРИЦЕП, ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ.
Посметьев, В. И. Оценка эффективности перспективной комбинированной технологии для восстановления шеек
коленчатых валов двигателей лесовозных автопоездов / В. И. Посметьев, А. М. Кадырметов, В. О. Никонов //
Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 86-101. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/86-101.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-86-101.
Аннотация. Рассмотрены негативные последствия эксплуатации лесовозных автопоездов в сложных дорожных и природно-климатических условиях. Установлено, что наибольшая доля отказов при эксплуатации лесовозного автопоезда приходится на его двигатель. Описаны возможные дефекты коленчатого вала, способствующие выходу из строя двигателя лесовозного автопоезда. Обоснована целесообразность процесса восстановления коленчатых валов двигателей. Выполнен анализ результатов исследования зарубежных авторов в области разработки и совершенствования различных способов восстановления коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей. Выявлен среди них наиболее прогрессивный метод восстановления, заключающийся в плазменном нанесении покрытий заданных свойств на коренные и шатунные шейки коленчатых валов. С целью повышения эффективности получаемых покрытий плазменным напылением предложен комбинированный способ одновременного нанесения и упрочнения покрытия. Выполнена предварительная оценка на основе математического моделирования основных физико-механических свойств получаемых по такой технологии покрытий. Исследована износостойкость покрытий полученных на разработанной лабораторной установке по сравниваемым технологиям.
Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, ДВИГАТЕЛЬ, ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА, ЭЛЕМТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА.
Никонов, В. О. Результаты исследования движения автопоезда, оборудованного седельно-сцепным устройством с пружинным амортизатором / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. В. Посметьев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 102-120. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/102-120.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-102-120.
Аннотация. Выявлены на основе анализа научных работ зарубежных авторов основные факторы, оказывающие влияние на эффективность работы лесовозных тягачей с полуприцепами. Предложена перспективная конструкция седельносцепного устройства с пружинным амортизатором для лесовозных тягачей с полуприцепами, осуществляющими вывозку лесоматериалов в сложных дорожных условиях. Разработана математическая модель движения по лесовозной дороге лесовозного тягача с полуприцепом, оснащенного седельно-сцепным устройством с пружинным амортизатором. Выполнена на основе разработанной программы для ЭВМ предварительная оценка показателей эффективности функционирования предложенной конструкции сцепного устройства. Установлено, что пружинный амортизатор седельно-сцепного устройства обеспечивает при торможении и разгоне снижение амплитуды колебаний ускорения между лесовозным тягачом и полуприцепом с лесоматериалами в диапазон от 0,95 до 0,6 м/с2 . Выявлено, что для уменьшения неблагоприятных колебаний полуприцепа с лесоматериалами относительно лесовозного тягача целесообразно использовать сухое трение в пружинном амортизаторе.
Ключевые слова: ПРУЖИННЫЙ АМОРТИЗАТОР, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ДВИЖЕНИЕ, СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЛУПРИЦЕП, УСКОРЕНИЕ, ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, ЗАМЕДЛЕНИЕ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА.