ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Выпуск 3(41)2022

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

     Голобурдин, Д. А. Разработка фотополимер-абразивного композита для 3D-печати инструмента / Д. А. Голобурдин, А. М. Козлов, А. А. Козлов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 4-10. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/4-10.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-4-10.

     Аннотация. В статье представлены разработанные композитные составы на основе фотополимерной смолы, содержащей абразивные частицы карбида кремния SiC, для 3D-печати инструмента. Исследованы разработанные фотополимер-абразивные составы, выявлена и показана зависимость вязкости составов от концентрации в них абразивных зёрен. На основе разработанного композитного состава изготовлены образцы, представлена и исследована их структура. Приведены рекомендации по использованию и возможностям применения разработанного композита.

     Ключевые слова: Композит, абразивный инструмент, аддитивные технологии, 3D-печать.

 

    Смоленцев, Е. В. Технологическое оснащение электроэрозионной обработки для получения отверстий сложного профиля в корпусах турбонасосных агрегатов / Е. В. Смоленцев, К. А. Милинчук, В. Г. Грицюк // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 11-17. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/11-17.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-11-17.

     Аннотация. В статье рассматривается конструкция, назначение турбонасосного агрегата, в частности, корпуса насоса турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя. Представлено устройство и инструмент для получения сложнопрофильных отверстий в корпусах турбонасосных агрегатов. Рассмотрены особенности проектирования средств технологического оснащения для электроэрозионной обработки. Предложенная прогрессивная конструкция приспособления и инструмента позволила выполнить обработку деталей турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя со специальными отверстиями. 

     Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИЯ, ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА, АГРЕГАТ, КОРПУС, ИНСТРУМЕНТ, ДЕТАЛЬ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

 

Технология машиностроения

 

      Болдырев, А. И. Влияние электрохимической обработки на состояние поверхностного слоя элементов штамповой оснастки / А. И. Болдырев, А. А. Болдырев, А. В. Перова, А. А. Падурец // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 18-23. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/18-23.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-18-23.

     Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов влияния технологических параметров режима электрохимической размерной обработки на структуру и физико-механические показатели рабочих участков гравюры штампа, что позволило рекомендовать этот метод в качестве финишной операции при изготовлении ковочных штампов.

     Ключевые слова: ШТАМПОВАЯ ОСНАСТКА, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОЙ, ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТОЙКОСТЬ ШТАМПОВ.

 

     Леонов, С. Л. Установление параметров распределения радиусов режущих вершин магнитно-абразивных зерен / С. Л. Леонов, А. М. Иконников, Д. Е. Соломин // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 24-35. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/24-35.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-24-35

     Аннотация. Статья посвящена распределению радиусов режущих вершин магнито-абразивных зерен при магнитно-абразивной обработке и сравнению полигонов распределения. Изложены проведенные экспериментальные исследования. Приведены графики распределения радиусов режущих вершин.

     Ключевые слова: МАГНИТНО-АБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА, РАДИУСЫ РЕЖУЩИХ ВЕРШИН, ПОЛИГОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ, ПРОФИЛОГРАФ-ПРОФИЛОМЕТР, ОПТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛОМЕТР-ИНТЕРФЕРОМЕТР.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

     Зеликов, В. А. Исследование распространения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с применением ЭВМ / В. А. Зеликов, Г. А. Денисов, Е. В. Тарасова, А. В. Князев, И. Ю. Проскурина // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 36-46. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/36-46.pdf– DOI : 10.34220/2311-8873-2022-36-46.

     Аннотация. В работе использованы методы определения загрязняющих веществ в атмосфере по ГОСТ совместно с методом математической статистики, позволяющие определить количество выбросов от автомобильного транспорта, находящегося в очереди на запрещающем сигнале светофора в зоне регулируемого перекрестка. Методика позволяет произвести расчет таких экологических показателей как: масса выбросов загрязняющих веществ, концентрация загрязняющих веществ и индекс загрязнения атмосферного воздуха. Предлагаемая методика расчета позволяет определить количество выбросов, загрязняющих атмосферу. Достоверность данной методики подтверждает проверка гипотезы о законе распределения загрязняющих веществ по Пирсону. На основании скомбинированной методики разработано программное обеспечение, целью которого является проведение мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Такой подход позволит качественно оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха и своевременно принять меры при возникновении опасных экологических ситуаций.

     Ключевые слова: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА, МАССА И КОНЦЕНТРАЦИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ИНДЕКС ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ, МОНИТОРИНГ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

     Никонов, В. О. Оценка эффективности применения рекуперативного пневмогидравлического тягово-сцепного устройства лесовозного автопоезда / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. В. Посметьев // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 47-63. Режим доступа :https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/47-63.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-47-63.

     Аннотация. Обоснована актуальность повышения эффективности лесовозных автопоездов за счет сокращения транспортных расходов, затрачиваемых на процесс вывозки лесоматериалов. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов, позволивший выявить наиболее важные факторы, оказывающие влияние на процесс эффективности вывозки лесоматериалов лесовозными автопоездами. Предложена перспективная конструкция двухкамерного сцепного устройства лесовозного автопоезда, обеспечивающая повышение энергоэффективности процесса вывозки лесоматериалов. Выполнена на основе разработанных математической модели и компьютерной программы предварительная оценка показателей эффективности предлагаемого сцепного устройства автопоезда. Установлено, что оснащение лесовозного автопоезда рекуперативным двухкамерным сцепным устройством позволит при движении автопоезда по недостаточно обустроенной лесовозной дороге генерировать рекуперируемую мощность порядка 7,8 кВт. Выявлено, что оптимальное значение диаметра двухкамерного гидроцилиндра сцепного устройства составляет 90 мм, при этом достигается максимальное значение рекуперируемой мощности и минимальное значение продольного ускорения прицепа с лесоматериалами относительного лесовозного автомобиля.

     Ключевые слова:  ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД, ДВУХКАМЕРНОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, РЕКУПЕРАЦИЯ, ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АККУМУЛЯТОР, ИММИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ВЫВОЗКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ.

 

     Посметьев, В. И. Анализ влияния режимов движения лесовозного тягача с полуприцепом на нагруженность седельно-сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 64-79. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/64-79.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-64-79.

     Аннотация. В статье приведены преимущества лесовозных тягачей с полуприцепами в сравнении с одиночными лесовозными автомобилями. Описаны существующие дорожные условия эксплуатации седельных автопоездов, задействованных при вывозке лесоматериалов потребителям. Рассмотрены причины и последствия нагружения элементов седельно-сцепных устройств автопоездов. Представлены зависимости изменения усилий в сцепном устройстве от значений коэффициентов сцепления и распределения тормозных сил, величины замедления седельного автопоезда, а также от высоты центра тяжести полуприцепа автопоезда. Рассмотрены закономерности изменения тормозного пути, замедления и усилия сжатия в седельно-сцепном устройстве автопоезда от недоиспользования сцепного веса тягача с полуприцепом. Проанализированы зависимости изменения нагрузок в седельно-сцепном устройстве от дорожных условий, загруженности автопоезда, места установки седельно-сцепного устройства на тягаче, а также от коэффициента демпфирования. Приведен анализ осциллограмм изменения сил в шкворне устройства в процессе резкого торможения на криволинейной и прямолинейной траектории с различными вариантами торможения отдельными звеньями. Описано влияния загруженности автопоезда, скорости его движения, типа дорожного покрытия, конструктивных параметров сцепного устройства, наличия смазочного материала на опорной плите, уровне ее износа на изменение момента сопротивления в таком устройстве. Обоснована необходимость повышения эффективности лесовозных тягачей с полуприцепами за счет совершенствования существующих конструкций седельно-сцепных устройств.

     Ключевые слова: автопоезд, тягач, полуприцеп, седельно-сцепное устройство, нагрузки, шкворень, опорная плита, скорость, эксплуатационные свойства, вывозка лесоматериалов, сложные дорожные условия, надежность.

 

     Феофилова, А. А. Управление выездным транзитом объектов транспортного притяжения как сервис мобильности / А. А. Феофилова, В. В. Фиалкин // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 80-90. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/80-90.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-80-90.

     Аннотация. Рассматривается специализированная подсистема интеллектуальных транспортных систем, осуществляющая управление движением на участках примыкании к объектам притяжения транспортного потока через информирование о месте и времени комфортного ожидания и выезда из этого объекта. Данная подсистема, в свою очередь, рассматривается как система мотивационного управления выездным транзитом с эффективностью использования, оцениваемой с помощью микромоделирования в программе Aimsun.

     Ключевые слова: МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ОБЪЕКТ ТРАНСПОРТНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

    

     Лозовой, Н. М. Технология создания цифровой модели участка улично-дорожной сети для выявления мест вероятного возникновения ДТП с использованием географической информационной системы QGIS / Н. М. Лозовой, С. Н. Глаголев, Н. А. Щетинин, Н. А. Загородний, А. Е. Боровской, С. И. Сокорев // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 3, № 3 (41). – С. 91-101. Режим доступа https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/91-101.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-91-101.

     Аннотация. В условиях активного развития городских территорий и постоянного увеличения количества автомобильного транспорта на участках уличной дорожной сети (УДС), особенно в местах концентрации объектов инфраструктуры, представляющих наибольший интерес у населения, возрастает нагрузка на УДС, что неминуемо приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Применение анализа на основе использования географической информационной системы QGIS дает возможность доступного определения мест концентрации ДТП и принятия решений о реорганизации данных участков.

     Ключевые слова: ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ, УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.