ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Выпуск 4(42)2022

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

 

 

     Кириллов, О. Н. Комбинированная обработка электродом-щеткой поверхностей изделий с переменным припуском / О. Н. Кириллов, В. В. Куц, О. О. Шендрикова // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 4-21. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/4-21.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-4-21.

     Аннотация. В статье рассмотрены возможности комбинированной обработки непрофилированным электродом-щеткой изделий с большой неравномерностью исходного профиля. Для оценки величины припуска использован коэффициент неравномерности. Рассмотрены методы получения деталей с переменным припуском, особенности их обработки. Это детали, полученные литьем, сваркой, штамповкой, черновой лезвийной и электроэрозионной обработкой. Поверхности таких деталей зачастую характеризуются высокой твердостью и износостойкостью. На сегодняшний день нет универсального способа обработки таких деталей. Зачастую, такие детали после обработки приходится дорабатывать с помощью зачистных устройств или слесарным методом, что увеличивает время обработки и удорожает процесс. Представляет интерес использование для обработки таких деталей непрофилированного электрода-щетки, но для этого потребовалось создать эффективную технологию обработки, обеспечивающую устойчивое протекание процесса. В результате теоретических исследований и осциллографирования процесса был уточнен механизм процесса обработки, что позволило уточнить истинную величину съема электродом-щеткой и более точно установить ее износ. Был разработан типовой технологический процесс обработки поверхностей с неравномерным припуском. Предложены схемы обработки поверхностей с неравномерным припуском, с регулированием величины прижима электрода-щетки по минимальному и по максимальному значению припуска. Экспериментально установлены режимы обработки. В статье приведены практические результаты проведенных экспериментов по обработке чугунных решеток с разными режимами.

     Ключевые слова: ЭЛЕКТРОД-ЩЕТКА, КОЭФФИЦИЭНТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ, ПОВЕРХНОСТИ С ПЕРЕМЕННЫМ ПРИПУСКОМ, РАБОЧАЯ СРЕДА, ЛАТУНЬ, НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ, ПРИПУСК, РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ, ЧУГУННЫЕ РЕШЕТКИ.

 

     Грымзин, А. Ю. Технологичность и показатели качества проточных поверхностей после комбинированной обработки / А. Ю. Грымзин, С. Н. Подгорнов, Г. А. Сухочев, С. Н. Коденцев // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 22-28. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/22-28.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-22-28.

     Аннотация. В статье приведена информация по спроектированным и внедренным процессам комбинированной обработки нагруженных деталей перспективных энергетических установок, описаны оригинальные средства технологического оснащения, рассмотрены перспективы расширения их технологических возможностей и влияния на повышение производственной технологичности изделий.

   Ключевые слова: ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, КОМБИНИРОВАННОЕ УПРОЧНЕНИЕ, ПРОТОЧНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ, РЕЖИМНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.

 

  Технология машиностроения

 

     Смоленцев, Е. В. Безабразивная чистовая обработка деталей машин комбинированными  методами / Е. В. Смоленцев, Ю. С. Золототрубова, В. Г. Грицюк, С. В. Ковалев // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 29-36. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/29-36.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-29-36.

     Аннотация. Для расширения возможностей проектирования технологических процессов чистовой обработки деталей запорной арматуры в ряде случаев целесообразно использовать возможности варьирования различных воздействий в едином комбинированном методе с наложением электромагнитного поля. Обоснованное сочетание физических воздействий позволяет обеспечить необходимые конструктивные параметры, достаточную производительность и повышение ресурса готовых изделий.

     Ключевые слова: ЭЛЕКТРОЭРОЗИЯ, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ.

 

    Алешина, А. Э. Новый подход к автоматизации проектирования средств технологического оснащения для электрических методов обработки / А. Э. Алешина, А. В. Кузовкин, А. П. Суворов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 37-44. Режим доступа :https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/37-44.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-37-44.

     Аннотация. Исследование направленно на расширение технологических возможностей электрических методов обработки за счет применения систем программирования технических характеристик электродов-инструментов (ЭИ) непосредственно в цифровой модели с последующим их изготовлением аддитивными методами. В статье рассматриваются вопросы получения деталей сложной формы. Это реализовано методом предварительной 3D печати электрода-инструмента с последующей металлизацией рабочих поверхностей, что исключает финишную обработку с использованием дорогостоящего оборудования. Однако процесс проектирования такого инструмента связан со сложностью его реализации для условий единичного или опытного производства. Предложенный авторами подход к проектированию и изготовлению комбинированного ЭИ сложной формы позволяет существенно снизить его себестоимость, особенно на этапе отладки технологического процесса в условиях запуска изделия в производство.

     Ключевые слова: СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭЛЕКТРОД-ИНСТРУМЕНТ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

     Посметьев, В. И. О влиянии традиционных конструкций тягово-сцепных устройств на эксплуатационные свойства лесовозных автопоездов / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 45-64. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/45-64.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-45-64.

     Аннотация. Приведено описание последствий ухудшения эксплуатационных свойств лесовозных автомобилей-тягачей с прицепами при их неустановившемся движении по недостаточно обустроенным лесовозным дорогам. Перечислено негативное влияние, оказываемое традиционными конструкциями тягово-сцепных устройств на эксплуатационные свойства лесовозных автопоездов. Рассмотрены зависимости изменения расхода топлива, грузоподъемности и скорости движения автопоезда от неравномерности сопротивлению движения. Представлены зависимости изменения усилия в тягово-сцепном устройстве автопоезда и запаса поперечной устойчивости от массы прицепа. Проанализированы зависимости изменения величины усилия в сцепном устройстве автопоезда в процессе торможения с отключенной и включенной тормозной системой прицепа, при изменении коэффициента демпфирования, при изменении скорости движения автопоезда и типа опорной поверхности дороги, при изменении жесткости упругой сцепки. Рассмотрены зависимости изменения усилий в тягово-сцепном устройстве автопоезда от величины зазора в сцепке и темпа включения сцепления, значения коэффициента весовой характеристики автопоезда. Приведены зависимости изменения продольных усилий в тягово-сцепном устройстве автопоезда от качества поверхности дороги, от коэффициента жесткости. Обоснована необходимость разработки и практического использования новых конструкций тягово-сцепных устройств с возможностями непрерывного управления их характеристиками в зависимости от условий движения лесовозного автопоезда, демпфирования и рекуперации энергии рабочей жидкости.

     Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ, ПРИЦЕП, ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА, ДЕМПФИРОВАНИЕ, РАСХОД ТОПЛИВА, НАГРУЗКИ, ДИНАМИКА ДВИЖЕНИЯ.

 

     Агеев, Е. В. Статистическая оценка эффективности технического обслуживания и ремонта учебных транспортных средств / Е. В. Агеев, Е. С. Виноградов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 65-72. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/65-72.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-65-72.

     Аннотация. В данной статье рассмотрены характеристики, оказывающие влияние на надежность работы учебных транспортных средств в подсистеме «Курсант-Автомобиль» (К-А), определены типы возможных отказов учебных транспортных средств в процессе эксплуатации. Представлены отказы транспортных средств и их элементов, определены предельные эксплуатационные показатели, отражены факторы, определяющие уровень надежности автотранспортных средств, которые необходимы для выполнения упражнений, на первоначальном этапе практической подготовки в учебном центре.

     Ключевые слова: НАДЕЖНОСТЬ, УЧЕБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

 

     Дорохин, С. В. Моделирование процесса движения на магистральной улице г. Воронеж в программной среде Any Logic / С. В. Дорохин, Д. В. Лихачев, А. Ю. Артемов, А. В. Марусин // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 73-84. Режим доступа: https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/73-84.pdf– DOI : 10.34220/2311-8873-2022-73-84.

     Аннотация. При проведении каких-либо мероприятий, связанных с организацией дорожного движения, направленных в первую очередь на повышение эффективности функционирования уличнодорожной сети, немало важным является оценка принятых или принимаемых мероприятий на стадии проектирования. В таких случаях, специалистам довольно часто приходится применять различного рода имитационные продукты, особенно часто их использование происходит при оценке методов или режимов управления транспортными потоками. Несмотря на большое количество существующих сегодня продуктов имитационного моделирования, особой популярностью пользуется имитационный пакет Any Logic. Для определения основных блоков, используемых для выполнения рассматриваемой процедуры и оценки эффективности магистральной улицы г. Воронеж – Ленинский проспект, в рамках статьи выполнена процедура моделирования и оценена эффективность применяемого продукта по результату сравнения показателя транспортного потока.

     Ключевые слова: МОДЕЛИРОВАНИЕ, ANY LOGIC, МАГИСТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДЕРЖКА.

 

     Караева, М. Р. Оптимизация и прогнозирование объемов пассажиропотоков с применением методов опорных векторов и роя частиц / М. Р. Караева, Н. В. Напхоненко, Е. Ю. Семчугова, Н. С. Негров // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 85-93. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/85-93.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-85-93.

     Аннотация. Представлены возможные пути использования метода регрессивных машин опорных векторов для прогнозирования пассажиропотоков. Доказано, что алгоритм оптимизации позволяет решать поставленную задачу в пределах рассмотренных методов.

     Ключевые слова: ПАССАЖИРОПОТОКИ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, МЕТОД ОПОРНЫХ ВЕКТОРОВ, МЕТОД РОЯ ЧАСТИЦ.

 

     Посметьев, В. И. Оценка эффективности использования традиционных конструкций подвесок в специализированном автомобильном транспорте / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 94-119. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/94-119.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-94-119.

     Аннотация. С целью выявления причин снижения эффективности автомобилей, оснащенных традиционными конструкциями подвесок и определения перспективных направлений повышения их эффективности, осуществлен анализ результатов обзора исследований, полученных в рассматриваемой научной области зарубежными и российскими учеными. В статье обоснована актуальность повышения эффективности подвесок грузовых специализированных автомобилей и автопоездов, эксплуатируемых в сложных изменяющихся природно-климатических и дорожных условиях. Приведены основные недостатки, проявляющиеся при эксплуатации автомобилей, оснащенных традиционными конструкциями подвесок. Перечислены последствия эксплуатации таких автомобилей, оснащенных традиционными конструкциями подвесок в условиях низкого уровня обустроенности дорог. Рассмотрены преимущества гидропневматических подвесок, листовых рессор, изготовленных из композитных материалов в сравнении с рессорами из стали, независимых конструкций подвесок перед зависимыми, полуактивных пневматических подвесок перед пассивными и активными, а также рекуперативных подвесок. Представлены зависимости изменения наработки на отказ элементов рессорной подвески, расчетной долговечности рессоры от скорости движения, ускорения подрессоренной массы прицепа автопоезда при движении по неровностям, сил сопротивления гидравлического амортизатора от температуры окружающей среды. Приведены зависимости изменения собственных частот и коэффициентов затухания колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля при увеличении массы его подрессоренной части. Приведены выявленные в результате анализа перспективные направления повышения эффективности работы подвесок лесовозных автомобилей и автопоездов.

     Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ДОРОГА, ПОДВЕСКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ, ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, РАСХОД ТОПЛИВА, КОМФОРТНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ИЗНОС ШИН, БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.

 

     Семыкина, А. С. Определение эффективного способа обкатки двигателей карьерных АТС / А. С. Семыкина // Воронежский научно-технический вестник. – 2022. – Т. 4, № 4 (42). – С. 120-131. Режим доступа : https://spb1.hosting.reg.ru/data/v/e/vestnikvglta.ru/out/gallery/120-131.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2022-120-131.

     Аннотация. Проведен сравнительный анализ параметров эффективности обкаточно-тормозного и бестормозного способов нагружения двигателя карьерных АТС. Установлено, что после проведения капитального ремонта для исследуемой модели двигателя карьерного автомобильного транспорта необходимо проводить его обкатку бестормозным способом нагружения. После проведения бестормозной обкатки ресурс двигателя увеличивается по сравнению с двигателями, не прошедшими обкатку или прошедшими обкатку только на холостом ходу.

     Ключевые слова: КАРЬЕРНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, АВТОСАМОСВАЛ, ДВИГАТЕЛЬ, ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБЫ НАГРУЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.