ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск 1(47) 2024
Волков, К. Г. Методика упрочнения деталей двигателей внутреннего сгорания наплавкой металлокерамических материалов / К. Г. Волков, А. Г. Ипатов // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 3-10. Режим доступа : gallery/3-10.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-3-10. Аннотация. В работе представлена методика упрочнения деталей двигателей внутреннего сгорания на примере выпускных клапанов ГРМ. Для упрочнения рабочей поверхности тарелки клапана использовалось покрытие на основе металлокерамической порошковой композиции, наплавляемой короткоимпульсной лазерной установкой. Выполнены исследования физико-механических характеристик упрочняющего покрытия, выполнена оценка ресурса упрочненного выпускного клапана. Ключевые слова: УПРОЧНЯЮЩЕЕ ПОКРЫТИЕ, КОРОТКОИМПУЛЬСНАЯ ЛАЗЕРНАЯ НАПЛАВКА, МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ.
Безъязычный, В. Ф. Теоретический анализ влияния коррозии поверхности деталей машин на концентрацию напряжений в поверхностном слое материала деталей / В. Ф. Безъязычный, В. В. Плешкун // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 11-21. Режим доступа : gallery/11-21.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-11-21. Аннотация. Изложены результаты исследования влияния коррозии поверхности детали после механической обработки лезвийным инструментом на показатель прочности материала детали, характеризуемый концентрацией напряжений в поверхностном слое материала деталей – эффективным коэффициентом концентрации напряжений. Представлена расчетная зависимость и результаты расчета с оценкой степени изменения влияния коррозии на шероховатость поверхности и ее влияние на изменение коэффициента концентрации напряжений. Ключевые слова: ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ, ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОЙ, КОРРОЗИЯ ПОВЕРХНОСТИ, КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В МАТЕРИАЛЕ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ.
Прокопец, Г. А. Удаление заусенцев и скругление острых кромок вибрационной абразивной обработкой на деталях из бронзы / Г. А. Прокопец, Е. П. Мельникова, А. А. Прокопец // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 22-30. Режим доступа : gallery/22-30.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-22-30. Аннотация. Образующиеся в процессе лезвийной обработки деталей заусенцы и острые кромки должны быть удалены. Одним из эффективных методов их удаления является вибрационная абразивная обработка. Представленные результаты исследований объясняют механизм удаления заусенцев и скругления кромок деталей при данной обработке и могут быть использованы при проектировании соответствующей оптимальной технологической операции для ответственных деталей средних размеров из бронзы. Приведены результаты исследований по выбору обрабатывающих сред, режима обработки. На основе результатов проведенных экспериментов получены графические зависимости и проведен их анализ, сделаны выводы, приведены практические рекомендации. Ключевые слова: КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ, ЗАУСЕНЕЦ, ОСТРАЯ КРОМКА, ВИБРОАБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА, ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ СРЕДА, РЕЖИМ ОБРАБОТКИ, ОПТИМИЗАЦИЯ.
Попов, А. И. Атомно-дислокационная модель удаления поверхностных слоев струйным электролитно-плазменным полированием // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 31-51. Режим доступа : gallery/31-51.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-31-51. Аннотация. Данная работа посвящена разработке модели удаления поверхностных слоев материала анода за счет струйного электролитно-плазменного разряда, сформированного полым катодом. Изложены результаты исследований основных видов разрядов, возникающих в процессе формирования струйной электролитно-плазменной обработки. Изучено влияние каждого вида разряда на морфологию поверхностного слоя анода-изделия. Оценена мощность, время существования и энергия единичных разрядов, проведена оценка влияния их на поверхность. Предложена теория удаления поверхностных слоев единичными разрядами на атомно-дислокационном уровне. Теоретические выкладки подтверждаются результатами экспериментальных исследований и мультифизическим моделированием, проведенным в программе COMSOL Multiphysics. Практические результаты исследований подтверждают возможность снижения параметра шероховатости Ra при струйной электролитно-плазменной обработке более 20 раз при получении чрезвычайно низкого параметра Ra 0,019 мкм. Областью применения результатов данных исследований может являться разработка технологических процессов для размерной и финишной обработки криволинейных поверхностей, таких как блиски, турбинные лопатки, различные изделия хозяйственного и медицинского назначения. Ключевые слова: ЭЛЕКТРОЛИТ, ПЛАЗМА, СТРУЯ, АНОД, ДИАГНОСТИКА, ЕДИНИЧНЫЙ РАЗРЯД, МОРФОЛОГИЯ, ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, ШЕРОХОВАТОСТЬ.
ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Лебедев, В. А. Технологическое обоснование рациональной конструкции электромеханических датчиков на основе размерно-точностного анализа / В. А. Лебедев, Н. С. Коваль, О. Н. Котенко // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 52-60. Режим доступа : gallery/52-60.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-52-60. Аннотация. Показано применение размерно-точностного анализа при разработке новых и совершенствовании существующих конструкций электромеханических датчиков, который позволяет установить причины высокой трудоемкости пригоночных и регулировочных работ в процессе их изготовления и выявить пути её снижения. Представлены наиболее рациональные решения обеспечению точности конструкции электромеханического датчика давления. Ключевые слова: РАЗМЕРНЫЙ АНАЛИЗ, ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДАТЧИК, ТОЧНОСТЬ, ТРУДОЕМКОСТЬ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
Малинин, П. В. Группирование по технологическим признакам операций продольного бесцентрового шлифования / П. В. Малинин, Аннотация. Продольный способ бесцентрового шлифования, помимо высокой производительности, отличается высокой точностью обработки. Тем не менее, в настоящих системах производства его применение достаточно ограничено. Отсутствие окончательно утвержденных этапов наладки оборудования и управления реализацией технологической операции является одним из основных факторов, влияющих на область применения. В данной статье представлены предложения по структурной классификации продольного бесцентрового шлифования. Эти предложения включают группирование процедур отдельных этапов технологического обеспечения на основе критерия однородности проектных процедур. Разработанные стандартизированные модели позволяют последовательно формировать группы схем обработки с учетом конкретных условий производства. Представлены выводы о классификации методов обработки для проектных процедур определения оптимальных технологических режимов продольных бесцентрово-шлифовальных операций. Ключевые слова: БЕСЦЕНТРОВОЕ ШЛИФОВАНИЕ, МЕХАНООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, БЕСЦЕНТРОВО-ШЛИФОВАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА, ПРОЕК[1]ТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Булатов, С. В. К вопросу разработки стратегии управления рисками при приобретении запасных частей автотранспортными предприятиями в современных рыночных условиях / С. В. Булатов, С. В. Горбачёв, Е. Г. Кеян, Р. С. Фаскиев, И. Х. Хасанов // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 70-76. Режим доступа : gallery/70-76.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-70-76. Аннотация. Работа автотранспортных предприятий, в частности материально-технического обеспечения зависит от поставщиков. В настоящее время проблема приобретения запасных частей и материалов связана с рядом проблем, которые необходимо если не устранить, то минимизировать для эффективной работы предприятий в целом. Проблемы связаны как со сроками поставок запасных частей, их стоимостью, качеством, так и со значительным количеством факторов риска (объективных, субъективных). Поэтому исследования, направленные на разработку стратегии управления рисками при приобретении запасных частей автотранспортными предприятиями являются актуальными в современных рыночных условиях. Приведенные в работе теоретические и экспериментальные исследования будут совершенствоваться с учетом ситуации, как с персоналом, так и на рынке запасных частей, что позволит минимизировать влияние многих факторов на качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также на экономическое положение автотранспортных предприятий. Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ, БРАК, ПОСТАВЩИК.
Зеликов, В. А. Анализ вариантов исследования наезда на пешехода или дикое животное, вышедшего под произвольным углом из-за движущегося встречного препятствия / В. А. Зеликов, Г. А. Денисов, А. А. Феофилова, Ю. В. Струков, Т. Н. Стородубцева, И. Ю. Струкова // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 77-88. Режим доступа : gallery/77-88.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-77-88. Аннотация. Рассматриваются схемы наезда на участника движения. Представлены схемы с выходом участника движения из-за движущегося встречного препятствия под углом попутно и навстречу транспортному средству. Приведены схемы наезда на участника движения транспортным средством в случае бокового удара и торцевого наезда. Для всех случаев представлена методика определения остановочного пути автомобиля. Ключевые слова: СХЕМА НАЕЗДА, УЧАСТНИК ДВИЖЕНИЯ, ДВИЖУЩЕЕСЯ ВСТРЕЧНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ, РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ, БОКОВОЙ УДАР, ТОРЦЕВОЙ НАЕЗД, УДАЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ, ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ.
Дрючин, Д. А. Влияние условий хранения автобусов в крытых отапливаемых стоянках на интенсивность коррозионного изнашивания кузовов / Д. А. Дрючин, С. В. Горбачёв, А. Н. Мельников, Р. С. Фаскиев // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 89-102. Режим доступа : gallery/89-102.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-89-102. Аннотация. Эффективность работы подвижного состава автомобильного транспорта определяется как эффективностью организации транспортной работы, так и затратами на обеспечение работоспособности транспортных средств. Одной из актуальных проблем эксплуатации автобусов является коррозионное разрушение их несущей конструкции. Это приводит как к сокращению времени работы транспортных средств, так и к увеличению затрат на эксплуатацию, связанных с капитальным ремонтом кузовов. В процессе работы было выявлено, что основными причинами интенсивного коррозионного разрушения кузовов автобусов являются недостаточно высокая антикоррозионная стойкость металлов, которые используются при изготовлении каркаса кузова. Основными местами возникновения очагов коррозии кузова являются: колесные арки; задняя и нижняя части автобуса, в большей степени подверженные влиянию неблагоприятных дорожных условий; верхние и нижние части оконных проёмов при нарушении герметичности уплотнения. Были проведены исследования температуры и относительной влажности воздуха в помещении крытой отапливаемой стоянки автобусов в зимнее время. По результатам исследования получены зависимости: температуры воздуха в помещении крытой стоянки от температуры окружающей среды, относительной влажности воздуха в помещении крытой стоянки от относительной влажности воздуха окружающей среды, относительной влажности воздуха в помещении крытой стоянки и температуры окружающей среды. Установлен характер воздухообмена между помещением стоянки и окружающей средой. По результатам исследования установлены факторы, способствующие интенсивному коррозионному разрушению кузовов автобусов. Ключевые слова: КОРРОЗИЯ, КУЗОВ АВТОБУСА, ПРИЧИНЫ КОРРОЗИИ, ЗАЩИТА КУЗОВА АВТОБУСА, ПРОЦЕССЫ КОРРОЗИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КУЗОВА АВТОБУСА, РЕМОНТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОРРОЗИЙНЫХ ДЕФЕКТОВ КУЗОВОВ АВТОБУСОВ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ КОРРОЗИИ КУЗОВОВ.
Комаров, Ю. Я. К вопросу обоснования применения оптимальной технологии организации дорожного движения на перекрестках / Ю. Я. Комаров, С. В. Ганзин, Д. Д. Сильченков, Н. В. Зеликова // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 103-110. Режим доступа : gallery/103-110.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-103-110. Аннотация. Вопрос о применении оптимальной технологии организации дорожного движения на улично-дорожной сети в настоящий момент решен не полностью. В статье описывается разработка номограммы обоснования планировочного решения перекрестка на основе микромоделирования дорожного движения в программном комплексе Aimsun, и анализируются полученные результаты. Ключевые слова: АВТОМОБИЛЬ, ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, AIMSUN.
Рассоха, В. И. Способ автоматического регулирования схождения управляемых колёс автотранспортного средства в процессе движения // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 111-122. Режим доступа : gallery/111-122.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-111-122. Аннотация. Цель: автоматическое обеспечение параллельности плоскостей вращения управляемых колёс автотранспортного средства в процессе движения при различных режимах и условиях, что способствует минимальному износу шин, снижению сопротивления движению и расходу топлива. Основная идея: в системе управления схождением управляемых колёс регулирующее воздействие отключают до достижения оптимального значения схождения на промежуток времени (или угол поворота) инерционного дорегулирования, зависящий от режима и условий движения автотранспортного средства. Результаты: определены зависимости основных параметров (время или угол поворота) фазы инерционного дорегулирования для следующих режимов движения автотранспортного средства: равномерное движение, разгон, движение на подъёме, торможение, движение накатом. Полученные зависимости имеют научную новизну и практическую значимость для реализации автоматического регулирования схождения управляемых колёс автотранспортного средства в процессе движения. Ключевые слова: АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СХОЖДЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС, СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИНЕРЦИОННОСТЬ, РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ, РАЗГОН, ДВИЖЕНИЕ НА ПОДЪЕМЕ, ТОРМОЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ НАКАТОМ.
Сафиуллин, Р. Н. Адаптивно-управляемый метод контроля технического состояния топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы силовой установки транспортного средства / Р. Н. Сафиуллин, И. А. Шаммазов, Р. Р. Сафиуллин, К. В. Сорокин, А. Р. Мошников // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 123-133. Режим доступа : gallery/123-133.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-123-133. Аннотация. Проведено теоретическое исследование существующих способов определения технического состояния топливной аппаратуры и давления в цилиндрах силовых установок, разработан алгоритм работы адаптивно-управляемого метода контроля технического состояния топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы силовой установки транспортного средства, который решает задачу синхронизации и контроля за работой топливной аппаратуры, в зависимости от давления в цилиндрах силовой установки транспортных средств. На основании адаптивно-управляемого метода контроля технического состояния топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы силовой установки транспортного средства разработано техническое решение ‒ автоматизированная система контроля технического состояния топливной аппаратуры транспортного средства. Ключевые слова: СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.
Гудков, В. В. Анализ влияния основных внешних сил и реакций на величину бокового увода управляемых и неуправляемых колес при криволинейном движении двухосного автомобиля / В. В. Гудков, П. А. Сокол, А. В. Василенко, А. Н. Янин // Воронежский научно-технический вестник. – 2024. – Т. 1, № 1 (47). – С. 134-153. Режим доступа : gallery/134-153.pdf – DOI : 10.34220/2311-8873-2024-134-153. Аннотация. Пневматические шины должны обладать эластичностью, прочностью, износостойкостью, и воспринимая вертикальную, тангенциальную и боковую нагрузки должны обеспечивать устойчивость автомобиля на поворотах. Оптимизация их параметров и свойств, зачастую противоречивого характера, является актуальной задачей, для решения которой были выдвинуты гипотезы на основе проведенного информационно-аналитического исследования и которые позволили конкретизировать цель и задачи последующих исследований. Ключевые слова: СКОЛЬЖЕНИЕ, БОКОВОЙ УВОД, БОКОВАЯ СИЛА, ПОВОРОТ, УГОЛ, СКОРОСТЬ, РЕАКЦИЯ.
|