ВОРОНЕЖСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-66383
ISSN 2311-8873

1(35)2021

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

Фадеев, С. А. Акустическая интенсификация процессов в плазме тлеющего разряда для технологических процессов / С. А. Фадеев, Л. Р. Шайдуллин, А. М. Кадырметов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021.

– Т. 1, № 1 (35). – С. 3-13. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/3-13.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-3-13.

 

Аннотация. В целях технологического применения в процессах подготовки и нанесения плазменных покрытий проведены исследования взаимовлияния акустического воздействия на низкотемпературную плазму, приведена методика эксперимента и результаты исследования в трубе на резонансной частоте возбуждения. Обнаружена нелинейность звуковых колебаний и их усиление при повышении давления, что может быть использовано для интенсификации процессов нанесения плазменных покрытий.

 

Ключевые слова: ЗВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ, ТЛЕЮЩИЙ РАЗРЯДА, ПЛАЗМА, ЭКСПЕРИМЕНТ, ТРУБА.

 

Горожанкина, О. В. Особенности нанесения покрытий железа электро-гальваномеханическим способом / О. В.

Горожанкина // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 14-17. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/14-17.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-14-17.

 

Аннотация. В работе проведен анализ технологического процесса электро-гальваномеханического нанесения покрытий в сравнении аналогичным процессом без механического воздействия на формируемое покрытие.

 

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЭЛЕКТРО-ГАЛЬВАНОМЕ-ХАНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПОКРЫТИЕ, ТВЕРДОСТЬ, ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ

 

Горожанкина, О. В. К вопросу об особенностях структуры покрытия железа повышенной толщины, полученным электрогальваническим послойны упрочнением / О. В. Горожанкина, И. М. Винокурова, А. М. Кадырметов //

Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 18-24. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/18-24.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-18-24.

 

Аннотация. Рассмотрен процесс электрогальванического получения покрытий повышенной толщины с послойным механическим упрочнением. Приведен режим осаждения и схема нанесения покрытия, методика исследования и результаты рентгенографического анализа внутренних напряжений.

 

Ключевые слова: ПОКРЫТИЕ ПОВЫШЕННОЙ ТОЛЩИНЫ С ПОСЛОЙНЫМ МЕХАНИЧЕСКИМ УПРОЧНЕНИЕМ, ЭЛЕКТРОКРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, ВНУТРЕННИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

 

Кадырметов, А. М. Особенности применения газотермических и плазменных методов для получения

функциональных покрытий / А. М. Кадырметов, Ю. Э. Симонова // Воронежский научно-технический вестник. –

2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 25-32. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/25-32.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-25-32.

 

Аннотация. В статье приведены рекомендации режимов и параметров газотермических и плазменных технологий нанесения покрытий применительно к плоским парам трения, подверженных неравномерным эксплуатационным нагрузкам

 

Ключевые слова: ГАЗОТЕРМИЧЕСКОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ОПЛАВЛЕНИЕ

 

Технология машиностроения

 

Попов, Д. А. Метастабильная структура аустенитного марганцовистого сплава и перспективы создания деталей

на ее основе // Д. А. Попов, Д. А. Хрипченко, С. Д. Агарков // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 33-40. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/33-40.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-33-40.

 

Аннотация. Проведены сравнительные микроструктурные исследования и механические испытания экспериментального аустениного марганцовистого сплава и типовых конструкционных материалов. В результате исследований выявлены относительные данные, свидетельствующее о высоких механических свойствах экспериментального сплава, позволяющие рекомендовать его для деталей машин, работающих при высоких нагрузочноскоростных режимах эксплуатации и температурном воздействии до 700 0С

 

Ключевые слова: МАРГАНЦОВИСТЫЙ СПЛАВ, АУСТЕНИТ, МИКРОСТРУКТУРА, ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ, ЖАРОПРОЧНОСТЬ, УПРОЧНЕНИЕ

 

Кадырметов, А. М. Многокомпонентное покрытие FeCoCrAlTiCuMo, созданное атмосферной плазменной металлизацией с кратным оплавлением / А. М. Кадырметов, Д. А. Попов, С. Д. Агарков // Воронежский научно-

технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 41-48. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-

2021/41-48.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-41-48.

 

Аннотация. Исследована микроструктура и фазовый состав покрытия, полученного плазменным напылением порошка FeCoCrAlTiCuMo в эквиатомном соотношении компонентов. Результаты показали возможность создания многокомпонентного однофазного твердого раствора методом плазменного напыления и целесообразность

 

Ключевые слова: ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ СПЛАВ, СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

 

Куц, В. В. Построение эмпирических зависимостей осевой силы при сверлении заготовок из сплава Д16 в упругодеформированном состоянии / В. В. Куц, М. С. Разумов, А. С. Бышкин, П. В. Глазков // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 49-55. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/49-55.pdf

 

 

– Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-49-55.

 

Аннотация. Повышение эффективности сверления является важной задачей в машиностроении. Предлагается улучшенный способ сверления в металле детали, которую перед сверлением упруго деформируют в области ниже предела пропорциональности, что обеспечивает неизменность других размеров. Опытным путем были получены зависимости осевой силы при сверлении заготовок из дюралюминия Д16 в упруго-напряженном состоянии. Данные зависимости позволяют подбирать корректные режимы резания при сверлении деталей из дюралюминия Д16.

 

Ключевые слова: СВЕРЛЕНИЕ, ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ, СОСТОЯНИЕ, ДЕФОРМАЦИИ, ЗАГОТОВКА, ОСЕВАЯ СИЛА, ДЮРАЛЮМИНИЙ.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

Волков, В. С. Способность магистрального автопоезда к преодолению крутых дорожных подъемов / В. С. Волков, Е. Г. Лебедев, Е. А. Набатникова // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 56-62.

Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/56-62.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-56-62.

 

Аннотация. Рассмотрен анализ изменения динамических характеристик транспортной работы магистрального автопоезда в дорожных условиях с преодолением участков затруднённого движения, характеризуемых наличием крутых подъёмов. Решение рассматриваемой задачи представлено в вариантах определения предельного угла подъёма дороги, который может преодолеть автопоезд, обладающий заданными эксплуатационными характеристиками и мощностью двигателя, затрачиваемой на преодоление данных дорожных участков.

 

Ключевые слова: АВТОПОЕЗД, ДОРОЖНЫЙ ПОДЪЁМ, СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ, МОЩНОСТЬ, СИЛА ТЯГИ, УГОЛ ПОДЪЁМА ДОРОГИ

 

Прядкин, В. И. Разрушающее воздействие широкопрофильных шин грузовых автомобилей на конструкцию дорожной одежды / В. И. Прядкин, А. В. Артемов, П. А. Колядин, А. Ю. Кольцов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 63-71. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/63-71.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-63-71.

 

Аннотация. В статье проведена математическая модель разрушающего воздействия широкопрофильной шины на дорожное полотно. Математическая модель позволяет достаточно адекватно воспроизводить воздействие широкопрофильной шины на дорожное покрытие с учетом нагрузки и параметров шины, а также структуры дорожного покрытия и температурного состояния.

 

Ключевые слова: ШИРОКОПРОФИЛЬНАЯ ШИНА, ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ, МЕТОД ДИНАМИКИ ЧАСТИЦ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ.

 

Снятков, Е. В. Экспертиза капота легкового автомобиля по выявлению причин выпуклых деформаций / Е. В.

Снятков, Ф. А. Мирзоева, М. М. Цуев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 1, № 1 (35). – С. 72-

77. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/1-1-35-2021/72-77.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-72-77.

 

Аннотация. Современные способы восстановления кузовных деталей автомобиля включают в себя множество взаимно связанных операций, выполненных в соответствии с определенными требованиями. Проведенный ремонт, как правило, контролируется как самой организацией, проводившей ремонт, так и владельцем автомобиля. Часто после проведения ремонта возникают разногласия в оценке качества. В статье описана методика определения мест повреждений, скрытых от наблюдения без использования разрушающего метода. На основе применения методов неразрушающего контроля и анализа хронологии событий сделаны выводы о причине образования выпуклых деформаций капота. Статья может быть полезна специалистам, работающим в сфере кузовного ремонта, а также экспертам, производящим оценку качества выполнения кузовного ремонта

 

Ключевые слова: КУЗОВНОЙ РЕМОНТ, ЭКСПЕРТИЗА АВТОМОБИЛЕЙ, НЕРАЗРУШАЮЩИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ, ДЕФОРМАЦИИ

 

2(36)2021

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

Жачкин, С.Ю. Моделирование распространения упругих волн в трехкомпонентной среде при формировании

композитного покрытия плазменным напылением / С. Ю. Жачкин, Н. А. Пеньков, Л. А. Кукарских, Г. И. Трифонов //

Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 3-9. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/3-9.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-3-9.

 

Аннотация. В трехкомпонентной среде при ее деформировании на волновой поверхности в продольном направлении распространяются упругие волны. В данной работе проводились исследования поведения упругих волн, их влияния на качество среды распространения в процессе формирования композитных покрытий при плазменном напылении. Составлена блок-схема для создания программного продукта, способствующего проведению теоретических исследований волновых процессов в трехкомпонентной среде.

 

Ключевые слова: УПРУГИЕ ВОЛНЫ, ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ СРЕДА, ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, ПОРИСТОСТЬ СРЕДЫ.

 

Кадырметов, А. М. Свойства плазменных покрытий, напыленных в режиме модуляции мощности дуги / А. М.

Кадырметов, Е. В. Снятков, А. А. Плахотин, И. А. Мандрыкин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021.

– Т. 2, № 2 (36). – С. 10-16. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/10-16.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-10-16.

 

Аннотация. В работе показано, что с помощью модуляции плазменной дуги, а также использования воздушно-газовой смеси (воздух с пропанбутаном) можно существенно повысить прочность связи покрытия с подложкой, коэффициент использования порошка, снизить газопроницаемость и повысить износостойкость плазменных порошковых покрытий.

 

Ключевые слова: ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ДВУХПОЛЯРНАЯ МОДУЛЯЦИЯ, ПРОЧНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВОЙ, ГАЗОПРОНИЦАЕМОСТЬ, СВОЙСТВА.

 

Попов, Д. А. Влияние кратного оплавления покрытия FeCoCrAlTiCuNiMo, полученного плазменной металлизацией, на его износостойкость при сухом трении / Д. А. Попов, Е. В. Снятков, А. А. Плахотин, И. А.

Мандрыкин, П. Н. Попов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 17-26. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/17-26.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-17-26.

 

Аннотация. В статье приведены результаты исследований влияния кратного оплавления плазменной струей многокомпонентного покрытия FeCoCrAlTiCuNiMo, полученного плазменной металлизацией в открытой атмосфере, на его износоустойчивость при сухом трении скольжении. Результаты исследований косвенно подтверждают влияние энтропии покрытия на повышении его износостойкости с ростом числа оплавлении.

 

Ключевые слова: ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, МОДУЛЯЦИЯ ТОКА ПЛАЗМОТРОНА, МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ ПОКРЫТИЕ, ОПЛАВЛЕНИЕ, ИЗНАШИВАНИЕ.

 

Технология машиностроения

 

Иванников, В. А. Повышение прочностных характеристик шеек коленчатых валов плазменным напылением с последующим пластическим деформированием   / В. А. Иванников, В. Н. Бухтояров, А. В. Чупахин, С. Н.

Крухмалев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 27-34. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/27-34.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-27-34.

 

Аннотация. Существующие методы повышения прочностных характеристик деталей не всегда обеспечивают необходимые характеристики рабочих поверхностей. И как следствие долговечность деталей падает, в последующем требуется проводить дорогостоящий ремонт узла или агрегата. В статье рассмотрен способ упрочнения поверхностей, который может быть применим для деталей, работающих при знакопеременных нагрузках, в частности коленчатых валов. Использование пластического деформирования плазменных покрытий позволяет повысить основные прочностные характеристики поверхности. Работа может быть полезна работникам авторемонтного производства, автосервисов и автотранспортных предприятий.

 

Ключевые слова: ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДЕФОРМИРОВАНИЕ, КАЧЕСТВО ПОКРЫТИЙ.

 

Кузовкин, А. В. Проектирование, изготовление и применение комбинированного инструмента для формирования криволинейных поверхностей / А. В. Кузовкин, А. П. Суворов, Ю. С. Золототрубова // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 35-41. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/35-41.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-35-41.

 

Аннотация. Рассматривается проблема обработки высокопрочных материалов электроэрозионной обработкой. проблемы по проектированию и изготовлению электрода-инструмента для прямого и обратного копирования может быть найдено на основе применения современных технологий цифрового прототипирования.

 

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОФИЗИКОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, ПОВЕРХНОСТЬ СЛОЖНОГО ПРОФИЛЯ, КОМБИНИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

Латынин, А. В. Особенности использования метода тепловой диагностики гидростатической трансмиссии лесозаготовительных машин / А. В. Латынин, А. Н. Швырев, И. Ю. Кондратенко, И. С. Андрейщева // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 42-49. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/42-49.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-42-49.

 

Аннотация. Добыча леса на территории РФ осуществляется в основном лесозаготовительными техническими комплексами, выполненными на базе машин, имеющих гидравлический привод. В свою очередь, из известных на сегодня типов гидродинамической трансмиссии, наиболее совершенной является гидростатическая трансмиссия. Несмотря на исключительную надежность такой техники гидродинамическая трансмиссия, в том числе гидростатическая, имеет большое число отказов. В число основных отказов гидростатической трансмиссии входят неисправности гидромотора привода колес. Поэтому целью данного исследования предлагается применение метода тепловой диагностики для сокращения числа отказов гидродинамической трансмиссии, в том числе гидростатической трансмиссии.

 

Ключевые слова: ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ, ТЕПЛОВАЯ ДИАГНИСТИКА, ДЕФЕКТ, ИЗНОС, ТЕМПЕРАТУРА, ТРАНСИМССИОННОЕ МАЛО, НАДЕЖНОСТЬ

 

Иванников, В. А. Определение и обеспечение оптимального термопрофиля узлов трансмиссии колесных машин при эксплуатации в условиях низких температур / В. А. Иванников, М. А. Никулин, С. С. Самойленков // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 50-57. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/50-57.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-50-57.

 

Аннотация. В статье рассмотрены материалы по оптимизации температурного режима узлов трансмиссии колесных машин при эксплуатации в условиях низких температур. При подготовке данного обзора использовались публикации на русском языке, опубликованные в период с 2000 по 2021 год. Проведён анализ материалов, касающихся определения оптимального температурного режима узлов трансмиссии машин, рассмотрены интегрированные системы подвода тепла. Предложены направления дальнейшего развития вопроса определения и обеспечения оптимального термопрофиля узлов и агрегатов трансмиссии колёсных машин.

 

Ключевые слова: АГРЕГАТЫ ТРАНСМИССИИ, ЗИМНИЕ УСЛОВИЯ, ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ, ПОТЕРИ МОЩНОСТИ, ОПТИМАЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ, ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

Попов, Д. А. Технические задачи при переводе автомобилей на газомоторное топливо и пути их решения / Д. А. Попов, И. А. Симакин, С. Д. Агарков, Н. А. Горячев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 58-64. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/58-64.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-58-64.

 

Аннотация. В статье приводится анализ технического опыта эксплуатации газомоторных двигателей, в частности, автомобилей семейства ГАЗ с двигателем ЗМЗ при переводе их на двухтопливную систему питания «газ-бензин». Отмечены основное технические задачи, с которыми сталкиваются собственники автомобилей, эксплуатационные и ремонтные службы. Предлагаются возможные пути их решения.

 

Ключевые слова: ГАЗОМОТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, РЕСУРС КЛАПАНОВ, МЕТАСТАБИЛЬНЫЙ СПЛАВ

 

Зеликов, В. А. Методы оптимизации процессов автомобильного транспорта с учетом инновационных технологий / В. А. Зеликов, Д. К. Благонравов, М. Н. Казачек // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 2, № 2 (36). – С. 65-70. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/65-70.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-65-70.

 

Аннотация. В этом быстро меняющемся мире потребность в товаре растет день ото дня. Соответственно, транспорт играет большую роль в обществе. Прибыль и состояние компаний, которые перевозят товары из одного уголка страны в другой, определяются транспортом. В условиях растущей конкуренции в транспортном секторе участвующие компании должны внедрять новые существующие технологии и значительно повышать качество своих услуг, чтобы оставаться в бизнесе. Целью настоящей исследовательской работы является изучение современных методов оптимизации процессов автомобильного транспорта с учетом инновационных технологий.

 

Ключевые слова: ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ, ИННОВАЦИЯ, ИМПОРТ, ТЕХНОЛОГИИ, ЛОГИСТИКА, ТРАНСПОРТ.

 

Хрипченко, М. С. Моделирование процесса регулирования рабочего теплового режима силовых установок / М. С. Хрипченко, Д. А. Попов, А. В. Гончаров, М. С. Василенко // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т.

2, № 2 (36). – С. 71-79. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/2-2-36-2021/71-79.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-71-79.

 

Аннотация. Представлена уточнённая методика теплового и аэродинамического расчёта элементов систем охлаждения силовых установок. Приведены зависимости времени выхода на оптимальный тепловой режим силовой установки с жесткой и регулируемой системами охлаждения.

 

Ключевые слова: РЕГУЛИРУЕМАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА, ТЕПЛОВОЙ РАСЧЁТ, АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ, ТЕПЛООБМЕННИК, ТЕПЛОВАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, ВРЕМЯ ВЫХОДА НА ОПТИМАЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ.

 

3(37)2021

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

Болдырев, А. И. Влияние параметров потока электролита при электрохимической размерной обработке на

качество формирования отверстий в деталях ракетно-космической техники / А. И. Болдырев, А. А. Болдырев, В. Н. Cухоруков, И. Г. Стародубцев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 3-10. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/3-10.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-3-10.

 

Аннотация. В работе изложены результаты исследования влияния схем повода и отвода потока электролита и его параметров (давления электролита на входе РВХ и перепада давления Δр) на качество электрохимического формообразования отверстий в образцах из нержавеющих и титановых сплавов, применяемых при изготовлении деталей ракетнокосмической техники. Показано, что изменение РВХ и Δр оказывает существенное влияние на качество формообразования отверстий. Экспериментально установлено, что предпочтительной является схема бокового подвода электролита.

 

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЕ ПРОШИВАНИЕ ОТВЕРСТИЙ, ПОДВОД ПОТОКА ЭЛЕКТРОЛИТА, НЕРЖАВЕЮЩИЕ И ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ.

 

Тополянский, П. А. Адгезионные характеристики тонкопленочного покрытия, осаждаемого при финишном плазменном упрочнении / П. А. Тополянский, С. А. Ермаков, А. П. Тополянский // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 11-27. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/11-27.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-11-27.

 

Аннотация. Рассмотрена методология определения адгезионных характеристик тонкопленочных покрытий, наносимых из паровой фазы и используемых для защиты деталей от износа и коррозии. Изучение адгезионных свойств наряду с определением толщины, элементного состава, структуры, физико-механических, трибологических характеристик, а также коэффициента износа позволяет оценить и выбрать оптимальное покрытие и технологию его нанесения для конкретного промышленного приложения. На примере исследования алмазоподобного покрытия DLCPateks системы a-C:H/a-SiOCN, осаждаемого при финишном плазменном упрочнении, произведена оценка адгезионных характеристик по ISO 20502:2005 методом скретч тестирования и по ISO 26443:2008 путем вдавливания алмазного индентора Роквелла. Первые испытания связаны с определением нагрузки, при которых глубина вхождения индентора в композицию покрытие-подложка перестаёт плавно расти, что характеризует момент разрушения покрытия. Отношение нагрузки на индентор, определенной в момент окончания прохождения толщины покрытия, к нагрузке появления первых трещин или отслоений в этих испытаниях условно названо коэффициентом адгезии. Исследовано влияние толщины покрытия на коэффициент адгезии. Испытания, связанные с использованием укола алмазным индентором Роквелла качественно оценивают адгезионные свойства покрытия путем сравнения полученного и нормированного отпечатков. Результаты исследований доказали повышенные адгезионные характеристики покрытия DLCPateks.

 

Ключевые слова: ПОКРЫТИЕ, АДГЕЗИЯ, АДГЕЗИОННАЯ ПРОЧНОСТЬ, СКРЕТЧ ТЕСТ, ФИНИШНОЕ ПЛАЗМЕННОЕ УПРОЧНЕНИЕ.

 

Аль-Бдейри, М. Ш. Х. Факторное планирование эксперимента для оценки оптимальных свойств теплозащитных покрытий на деталях цилиндропоршневой группы дизельных двигателей / М. Ш. Х. Аль-Бдейри, В. В.

Красильников, А. М. Кадырметов, С. В. Сергеев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3

(37). – С. 28-35. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/28-35.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-28-35.

 

Аннотация. Предлагается технология создания теплозащитных износостойких покрытий на поверхности деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) из сплава АК12ММгН с помощью гальваноплазменной модификации микродугового оксидирования. С этой целью проведен полный трехфакторный эксперимент типа 23 в форме полуреплик нанесения покрытий. Установлены зависимости толщины, микротвердости, износостойкости и пористости гальваноплазменного покрытия от технологических параметров процесса. Данная технология представляется эффективной, поскольку она уменьшает расход топлива на 5-7 % и увеличивает мощность двигателя на 8 % при обеспечении оптимальных свойств теплозащитного слоя.

 

Ключевые слова: ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА, ГАЛЬВАНОПЛАЗМЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ, ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ИЗНОСОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ, ПОЛНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ДИСПЕРСИЯ, КРИТЕРИЙ ФИШЕРА, РЕГРЕССИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ.

 

Некрылов, А. М. Импульсно-ударная обработка сужающихся межлопаточных каналов / А. М. Некрылов, С. Н. Коденцев, А. О. Родионов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 36-41. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/36-41.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-36-41.

 

Аннотация. Создана методика и технологическое обеспечение заданных показателей поверхности узкого сужающегося канала с закруткой по радиусу и регламент проектирования операций комбинированного импульсно-силового упрочнения, разработан новый патентоспособный технологический процесс упрочнения узких сужающихся криволинейных каналов комбинированным импульсно-ударным воздействием с продвижением свободного инструмента (шарообразных гранул) в условиях низкочастотных колебаний.

 

Ключевые слова: ИМПУЛЬСНО-УДАРНОЕ УПРОЧНЕНИЕ, КОМБИНИРОВАННОЕ УПРОЧНЕНИЕ, НИЗКОЧАСТОТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, РЕЖИМЫ УПРОЧНЕНИЯ, ПОКРЫТИЕ, МЕЖЛОПАТОЧНЫЙ КАНАЛ.

 

Технология машиностроения

 

Лебедев, В. А. Расчет технологических факторов отделочной обработки длинномерных деталей в винтовых

роторах / В. А. Лебедев, Н. С. Коваль, Аль-Обайди Л.М. Раджаб // Воронежский научно-технический вестник. –

2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 42-51. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/42-51.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-42-51.

 

Аннотация. Показана сущность винтовых роторов и их технологические возможности для отделочной обработки длинномерных деталей; предложены аналитические зависимости для расчета удельного металлосъёма, продолжительности и геометрических размеров детали, ротора, гранул обрабатывающей среды, обеспечивающих требуемое качество деталей и производительность обработки в винтовых роторах.

 

Ключевые слова: ВИНТОВОЙ РОТОР, ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ СРЕДА, ОТДЕЛОЧНАЯ ОБРАБОТКА, УДЕЛЬНЫЙ МЕТАЛЛОСЪЁМ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.

 

Рапацкий, Ю. Л. Применение полумарковской модели для исследования параметров механосборочного

производства с учетом различных видов отказов / Ю. Л. Рапацкий, В. М. Липка // Воронежский научно-технический

вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 52-64. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/52-64.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-52-64.

 

Аннотация. Предлагается методика исследования производительности и надежности технологических процессов механосборочного производства на этапах жизненного цикла изделий машиностроения. Предлагается полумарковская математическая модель, позволяющая анализировать, например, технологические процессы изготовления резьбовых соединений. В предлагаемой модели определяются функции распределения (ФР) времени обслуживания единицы продукции с учетом отказов. ФР позволяют обеспечить информационную согласованность моделей различных иерархических уровней и исследовать взаимосвязь этапов жизненного цикла изделий машиностроения.

 

Ключевые слова: ПОЛУМАРКОВСКАЯ МОДЕЛЬ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА.

 

Смоленцев, В. П. Отделочно-зачистная обработка переходных участков деталей машин / В. П. Смоленцев, Е. В. Смоленцев, Ю. С. Золототрубова, В. Г. Грицюк // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 65-75. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/65-75.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-65-75.

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы отделочно-зачистной обработки, в том числе, проектирование электрохимического процесса обработки. Показаны особенности различных схем использования электродовинструментов, позволяющих достичь необходимых качественных показателей при обеспечении высокой производительности.

 

Ключевые слова: КОМБИНИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, ТЕХНОЛОГИЯ, КАЧЕСТВО.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

Посметьев, В. И. Оценка актуальности использования в конструкции лесовозного тягача с полуприцепом рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. В.

Авдюхин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 76-94. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/76-94.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-76-94.

 

Аннотация. Перечислены основные преимущества использования лесовозных тягачей с полуприцепами в сравнении с одиночными лесовозными автомобилями и лесовозными автомобилями с прицепами. Выполнен анализ результатов научных работ зарубежных авторов, занимающихся повышением эффективности лесовозных тягачей с полуприцепами в процессе вывозки лесоматериалов. Рассмотрены существующие условия вывозки лесоматериалов в РФ лесовозными тягачами с полуприцепами. Описаны негативные последствия, проявляющиеся в процессе движения по лесовозным дорогам, ограничивающие эффективность использования лесовозных тягачей с полуприцепами. Среди них выделено наиболее существенное, заключающееся в возникновении значительных усилий при торможении лесовозного тягача с полуприцепом в седельно-сцепном устройстве, сопровождающихся появлением трещин в элементах несущей системы, поломок в сцепном устройстве, а также складыванию лесовозного автопоезда. Представлены схемы сил, действующие на лесовозный тягач с полуприцепом в процессе торможения. Приведены зависимости изменения тормозных сил мостов лесовозного тягача с полуприцепом, учитывающие неодновременность срабатывания их тормозных механизмов, а также изменение усилия в седельно-сцепном устройстве лесовозного тягача с полуприцепом в процессе торможения. С целью повышения эффективности лесовозного тягача с полуприцепом предложена перспективная конструкция рекуперативного седельносцепного устройства.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ПОЛУПРИЦЕП, СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ, КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ.

 

Жачкин, С. Ю. Закономерности влияния эксплуатационных параметров подшипников скольжения автотранспортных машин на температуру в зоне трения как фактор ресурса / С. Ю. Жачкин, Н. А. Пеньков, С. В. Лазарев, Г. И. Трифонов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 95-101. Режим

доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/95-101.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-

95-101.

 

Аннотация. Представлены результаты исследования зависимости температуры зоны трения двух тел (вал и внутренняя втулка) от эксплуатационных параметров подшипника скольжения, таких как давление, скорость скольжения и радиальная нагрузка в аспекте ресурса пары трения. На основе многофакторного эксперимента получено уравнение регрессии процесса трения, учитывающего влияние данных параметров на температуру в зоне контакта, позволяющего определять границы безотказной работы пар трения автотранспортной техники. Предложены технологические пути решения обеспечения заданной работоспособности пары трения по температурному критерию без задиров.

 

Ключевые слова: ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, ТРЕНИЕ, ТЕМПЕРАТУРА, ДАВЛЕНИЕ, СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ, РАДИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА, ЭКСПЕРИМЕНТ, БЕЗОТКАЗНОСТЬ.

 

Посметьев, В. И. Актуальность разработки и использования в конструкции лесовозного автопоезда

рекуперативного пружинно-гидравлического коникового устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. Е. Матяшов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). – С. 102-116. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/3-3-37-2021/102-116.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-102-116.

 

Аннотация. Описаны преимущества, а также возможности, заложенные в лесовозные тягачи с прицепамироспусками для достижения высоких техникоэкономических показателей, существенно превышающих аналогичные показатели одиночных лесовозных автомобилей, а также других сравниваемых компоновок лесовозных автопоездов. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов, позволивший выявить наиболее значимые факторы, от которых зависит эффективность процесса вывозки длинномерных лесоматериалов лесовозными тягачами с прицепамироспусками. Рассмотрены существующие условия вывозки длинномерных лесоматериалов в РФ лесовозными тягачами с прицепамироспусками, а также негативные последствия их эксплуатации в сложных дорожных и природноклиматических условиях. Установлено, что недостаточная обустроенность лесовозных дорог сопровождается для лесовозных автопоездов вынужденным неустановившимся режимом движения, который приводит к выходу из строя по причине воздействия знакопеременных нагрузок со стороны прицепа-роспуска с лесоматериалами шкворневого узла поворотного коникового устройства лесовозного тягача. Предложена с целью повышения эффективности лесовозных тягачей с прицепамироспусками, а также сведения к минимуму негативного воздействия на шкворневой узел знакопеременных нагрузок от сил инерции прицепароспуска с лесоматериалами перспективная схема рекуперативного пружинногидравлического поворотного коникового устройства. Сформулированы необходимые и достаточные задачи для создания и практического использования предлагаемого устройства.

 

Ключевые слова: ПОВОРОТНОЕ КОНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ПРИЦЕП-РОСПУСК, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ТОРМОЖЕНИЕ, ВЫВОЗКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

 

4(38)2021

 

Технология и оборудование механической и физико-технической обработки

 

Силаев, Д. В. Технологическое обеспечение процесса комбинированного упрочнения поверхностей лопаток / Д. В. Силаев, С. Н. Коденцев, В. Н. Гореликов // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 3-11. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/3-11.pdf – Загл. с экрана. – DOI:

10.34220/2311-8873-2022-3-11.

 

Аннотация. В работе отражены результаты экспериментальных исследований и апробации процессов комбинированного формообразования поверхностей со сложным профилем, таким как лопаточные машины. Предложены методы активации таких поверхностей перед нанесением покрытий плазменным напылением, разработаны технологические схемы комбинированной обработки, показаны экспериментальные результаты исследований.

 

Ключевые слова: УПРОЧНЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОЕ, ЭЛЕКТРОЭРОЗИЯ, МИКРО-ВЫСТУПЫ, АНОДНОЕ РАСТВОРЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, АКТИВАЦИЯ ПОДЛОЖКИ.

 

Аль-Бдейри, М. Ш. Х. К вопросу об обработке поверхностей деталей ЦПГ в процессе нанесения на них покрытий

/ М. Ш. Х. Аль-Бдейри, В. В. Красильников, А. М. Кадырметов, С. В. Сергеев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 12-20. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/12-20.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-12-20.

 

Аннотация. Исследуется влияние давления пескоструйной обработки и объема глинозема на шероховатость подложки, изготовленной из сплава АК12ММгН, а также на шероховатость нанесенных после струйной очистки покрытий, полученных гальвано-плазменной модификацией ГПМ, и на адгезионную прочность этих покрытий. Установлено, что предлагаемая технология обработки поверхности деталей цилиндропоршневой группы дизельных двигателей (ЦПГ) внутреннего сгорания из сплава АК12ММгН как перед нанесением покрытий ГПМ, так и после их нанесения на вышеуказанный сплав позволяет получить теплозащитный слой, приводящий к значительной экономии топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Эффективной представляется данная методика обработки поверхностей деталей ЦПГ дизельного двигателя до и после нанесения теплозащитных и износостойких покрытий, подтвержденная натурными и стендовыми испытаниями.

 

Ключевые слова: ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА, ГАЛЬВАНО-ПЛАЗМЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ, ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ, СТРУЙНО-АБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА, СРЕДНЯЯ ШЕРОХОВАТОСТЬ, КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ.

 

Мазалов, А. Б. Отработка эффективного режима сплавления металлопорошковой композиции ПР-12Х18Н10Т / А. Б. Мазалов, Д. Е. Силютин, Л. С. Зеленина, Е. П. Ендальцев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 21-28. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/21-28.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-21-28.

 

Аннотация. Рассмотрено применение металлопорошковой композиции из стали с добавками хрома и никеля 12Х18Н10Т для использования в аддитивных технологиях 3D-печати методом селективного лазерного сплавления (SLM). Исследовано влияние мощности лазерного излучения и скорости сканирования лазерного луча на сплошность получаемой стали в образцах. особенности формирования материала в процессе селективного лазерного сплавления металла, определены технологические особенности оборудования. Получены результаты по физико-механическим свойствам сплава, полученного SLM: предел прочности образцов после закалки при температуре 105010 0С – 660 МПа; предел текучести – 356 МПа, относительное удлинение – 40 %.

 

Ключевые слова: АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СЕЛЕКТИВНОЕ ЛАЗЕРНОЕ СПЛАВЛЕНИЕ, МЕТАЛЛОПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СПЛАВ 12Х18Н10Т, МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

 

Технология машиностроения

 

Болдырев, А. А. К вопросу технологичности изделий сниженной массы в авиационной и ракетно-космической технике, полученных с помощью дегенеративного дизайна / А. А. Болдырев, Д. Ю. Левин, О. А. Рябинина, А. И.

Болдырев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 29-35. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/29-35.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-29-35.

 

Аннотация. В работе рассмотрены особенности проектирования конструкций с применением генеративного дизайна; произведен анализ программного обеспечения с учетом различной производственной технологичности итогов проектирования; сформулированы технологические рекомендации для заготовительного производства, а также для последующей механической обработки; для закрепления заготовок сложной формы на станке предложено применения оснастки с использованием магнитных жидкостей.

 

Ключевые слова: ГЕНЕРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ, АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, МАГНИТНАЯ ЖИДКОСТЬ.

 

Смоленцев, Е. В. Проектирование технологии прошивания отверстий комбинированными методами / Е. В.

Смоленцев, Ю. С. Золототрубова, В. Г. Грицюк // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 36-50. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/36-50.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-36-50.

 

Аннотация. В статье рассматривается проектирование комбинированного процесса обработки с наложением электромагнитных полей на основе ранее разработанной методологии. Показаны преимущества данного подхода к созданию новых методов обработки деталей, приводятся подтверждения в виде теоретических расчетов и результатов практического применения нового способа прошивания отверстий.

 

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА, ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.

 

Козлов, А. А. Развитие системы диагностики станков с ЧПУ / А. А. Козлов, А. М. Козлов // Воронежский научно-

технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 51-58. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-

2021/51-58.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-51-58.

 

Аннотация. В статье описываются принципы создания гибридной модели прогнозирования и комплексной диагностики неисправностей металлорежущих станков с ЧПУ. Предложено усовершенствовать конфигурацию системы диагностики и включить в нее нейро-нечеткую сеть с алгоритмом динамической байесовской сети и фильтром частиц, чтобы обеспечить более раннее и точное прогнозирование неисправностей. Это позволит прогнозировать некоторые неисправности на начальных этапах работы станков с ЧПУ, когда могут быть предприняты экономически эффективные меры, чтобы избежать серьезных неисправностей или повреждений.

 

Ключевые слова: СТАНОК С ЧПУ, НЕИСПРАВНОСТЬ, КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА.

 

Тамаркин, М. А. Эффективность применения гранулированных сред из природных материалов для виброотделки деталей радиоэлектронной аппаратуры / М. А. Тамаркин, Е. Н. Колганова, В. А. Лебедев, А. П. Шишкина // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 59-69. Режим доступа :

http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/59-69.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-59-69.

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности гранулометрических характеристик обрабатывающих сред из природных материалов и их влияние на качество отделочной обработки деталей радиоэлектронной аппаратуры в условиях вибрационной обработки. Показано, что наличие различных по размеру и угловому расположению относительно друг друга клиновидных вершин позволяет рассматривать гранулу в виде инструмента, осуществляющего резание и имеющего доступ к различным поверхностям обрабатываемой детали. Предложены рекомендации по выбору гранулометрических характеристик обрабатывающих сред.

 

Ключевые слова: ВИБРАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА, ПРИРОДНЫЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ СРЕДЫ, КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ.

 

Эксплуатация автомобильного транспорта

 

Посметьев, В. И. Повышение эффективности лесовозного автопоезда путем использования рекуперативного пневмо-гидравлического сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, И. В. Сизьмин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 70-85. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/70-85.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-70-85.

 

Аннотация. Обоснована необходимость использования с целью повышения производительности вывозки лесоматериалов, лесовозных автомобилей с прицепами. Описаны преимущества применения лесовозных автомобилей с прицепами перед одиночными лесовозными автомобилями. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов в области повышения эффективности лесовозных автомобилей с прицепами. Произведена оценка эксплуатации лесовозных автомобилей с прицепами в существующих условиях вывозки лесоматериалов в РФ. Выявлены негативные факторы ограничивающие эффективность лесовозных автопоездов. Выделен наиболее существенный фактор, который может привести к опасным последствиям, заключающийся в возникновении при резком торможении в сцепном устройстве лесовозного автопоезда критически больших усилий. Рассмотрено изменение тормозных сил мостов лесовозного автомобиля с прицепом при резком торможении, а также три возможных случая взаимодействия при торможении лесовозного автомобиля с прицепом. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пневмогидравлического сцепного устройства для лесовозного автомобиля с прицепом.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПРИЦЕП, ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ.

 

Посметьев, В. И. Оценка эффективности перспективной комбинированной технологии для восстановления шеек

коленчатых валов двигателей лесовозных автопоездов / В. И. Посметьев, А. М. Кадырметов, В. О. Никонов //

Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 86-101. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-2021/86-101.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-86-101.

 

Аннотация. Рассмотрены негативные последствия эксплуатации лесовозных автопоездов в сложных дорожных и природно-климатических условиях. Установлено, что наибольшая доля отказов при эксплуатации лесовозного автопоезда приходится на его двигатель. Описаны возможные дефекты коленчатого вала, способствующие выходу из строя двигателя лесовозного автопоезда. Обоснована целесообразность процесса восстановления коленчатых валов двигателей. Выполнен анализ результатов исследования зарубежных авторов в области разработки и совершенствования различных способов восстановления коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей. Выявлен среди них наиболее прогрессивный метод восстановления, заключающийся в плазменном нанесении покрытий заданных свойств на коренные и шатунные шейки коленчатых валов. С целью повышения эффективности получаемых покрытий плазменным напылением предложен комбинированный способ одновременного нанесения и упрочнения покрытия. Выполнена предварительная оценка на основе математического моделирования основных физико-механических свойств получаемых по такой технологии покрытий. Исследована износостойкость покрытий полученных на разработанной лабораторной установке по сравниваемым технологиям.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, ДВИГАТЕЛЬ, ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА, ЭЛЕМТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА.

 

Никонов, В. О. Результаты исследования движения автопоезда, оборудованного седельно-сцепным устройством с пружинным амортизатором / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. В. Посметьев // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 4, № 4 (38). – С. 102-120. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2021/4-4-38-

2021/102-120.pdf – Загл. с экрана. – DOI: 10.34220/2311-8873-2022-102-120.

 

Аннотация. Выявлены на основе анализа научных работ зарубежных авторов основные факторы, оказывающие влияние на эффективность работы лесовозных тягачей с полуприцепами. Предложена перспективная конструкция седельносцепного устройства с пружинным амортизатором для лесовозных тягачей с полуприцепами, осуществляющими вывозку лесоматериалов в сложных дорожных условиях. Разработана математическая модель движения по лесовозной дороге лесовозного тягача с полуприцепом, оснащенного седельно-сцепным устройством с пружинным амортизатором. Выполнена на основе разработанной программы для ЭВМ предварительная оценка показателей эффективности функционирования предложенной конструкции сцепного устройства. Установлено, что пружинный амортизатор седельно-сцепного устройства обеспечивает при торможении и разгоне снижение амплитуды колебаний ускорения между лесовозным тягачом и полуприцепом с лесоматериалами в диапазон от 0,95 до 0,6 м/с2 . Выявлено, что для уменьшения неблагоприятных колебаний полуприцепа с лесоматериалами относительно лесовозного тягача целесообразно использовать сухое трение в пружинном амортизаторе.

 

Ключевые слова: ПРУЖИННЫЙ АМОРТИЗАТОР, ЛЕСОВОЗНЫЙ ТЯГАЧ, ДВИЖЕНИЕ, СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЛУПРИЦЕП, УСКОРЕНИЕ, ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, ЗАМЕДЛЕНИЕ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА.